Испания. Часть 7 – Транспорт Барселоны
Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6 Часть7 Часть8 Часть9 Часть10 Часть11 Часть12 Часть13 Часть14 Часть15 Часть16 Часть17 Часть18 Часть19 Часть20 Часть21 Часть22 Часть23 Часть24 Часть25 Часть26 Часть27 Часть28 Часть29
Прежде всего, хочется отметить высокую эффективность и разнообразие транспорта Барселоны. Мне показалось, что машин в городе не так уж и много, пробок за время нашего пребывания мы не видели ни разу. Большинство основных проспектов очень широкие, менее значимые и более узкие улочки, как правило, односторонние. Отдельные полосы выделены под парковку, общественный транспорт и велосипедные дорожки.
За всё время я видел в Барселоне только одну или две заправки, возможно, они вынесены за центр города, либо находятся в тех местах, где мы не были.
Много пешеходных переходов, большая часть из которых со светофорами, хотя есть и нерегулируемые.
Разумеется, общая атмосфера вежливости и доброжелательность присутствует также и на дорогах. На нерегулируемых пешеходных переходах можно смело идти, даже не смотря по сторонам. Кстати, это привычка может сыграть роковую роль после возвращения в Россию :)
Общественный транспорт Барселоны
Система общественного транспорта Барселоны необыкновенно удобна, практична и продумана. Из общественных можно выделить следующие способы передвижения по городу: метро, электрички, автобусы и фуникулер (но лишь некоторые его ветки). Это немного, но этого более чем хватает.
Всё дело во взаимосвязанности этих видов транспорта. В первую очередь физической – станции метро и электричек соединены между собой (приехал на электричке – сразу же пересел на метро), возле станций метро, как правило, есть автобусные остановки. Более того – на станциях метро, ожидая поезд, вы можете посмотреть схемы автобусных маршрутов и сразу прикинуть, до какой станции вам необходимо доехать и на каком автобусе (если он вам необходим) вы поедете дальше. Это необыкновенно просто и очень удобно.
Но ещё важнее другая деталь – на все виды общественного транспорта действует единый проездной билет. Садясь на какой-либо транспорт, вы фиксируете начало своей поездки и далее в течение одного часа и 15 минут может свободно перемещаться по городу, пересаживаясь на другие виды транспорта. Например, из аэропорта вы приезжаете в город на электричке, пересаживаетесь на метро, а потом ещё проезжаете на автобусе. В итоге минут за 40-45 вы добираетесь из аэропорта до любой точки города, расходуя при этом примерно 1 евро.
Если же вы решите обмануть систему или просто забудете прочикнуть билет, знайте, что кара неизбежна – не знаю, как в метро, но в автобусе мы лично сталкивались с контролерами, проверяющими билеты. Штраф за безбилетный проезд – 100 евро.
Проездные билеты бывают нескольких видов. Самый простой и дорогой – билет на одну поездку, который стоит около 1.2 евро. Самый практичный – это билет T-10 на 10 поездок за 9.45 евро, при этом по одному билету можно проходить вдвоем (компостируя его дважды в каждом виде транспорта), система нормально это обрабатывает – проверено лично. У местных жителей также популярны билеты на 50 поездок и месячные абонементы на неограниченное число поездок.
Также обратите внимание, что территория поделена на зоны. В первую зону входит Барселона (включая аэропорт и Тибидабо), в остальные зоны входят уже пригороды и курортное побережье. Если ваш отель располагается за пределами черты города, стоит заранее уточнить, в какой зоне он находится и купить соответствующий билет.
Покупать билеты проще всего в терминалах с интуитивно понятным интерфейсом – выбираете тип билета и зону, затем оплачиваете с помощью наличных или банковской карты.
Метро
Здесь всё просто, если вы хоть раз ездили в метро в любом крупном городе, то без проблем сориентируетесь. У турникета «компостируете» свой билет (как правило, необходимо засунуть его в маленькое отверстие спереди, после чего он вылезет сверху) и проходите. Обязательно сохраняйте билет – возможно, на выходе вам снова придется пропустить его через турникет, чтобы он вас выпустил.
Кстати, чтобы открыть дверь вагона на остановке, необходимо нажать на зеленую кнопку, которая исполняет роль дверной ручки.
Если вы ещё в России обзавелись картой метро, сверьте её с нынешнем положением дел – моя карта за 4 года значительно устарела, и я обнаружил, что конечные станции совершенно не такие, как обозначены у меня, что в первое время вносило некоторую путаницу.
Переходы между станциями интуитивно понятны, всё сделано очень удобно. Также имеется ещё одна особенность барселонского метро, хотя это скорее относится к людям, а не к транспорту. Дело в том, что в вагонах метро стоит гул – общительные испанцы бурно обсуждают какие-то вещи между собой. После гробовой тишины в московском метро было очень необычно наблюдать такую картину.
Дополнение в звуковую гамму вносят музыканты, играющие в переходах. Причем, как я понял, происходит это абсолютно официально и, возможно, даже было инициировано сверху. Каждый музыкант располагается под плакатом или изображением об общественной компании по музыке в общественном транспорте.
Электрички
Если сеть метро проложена только по самой Барселоне, то на электричке можно уехать в пригороды (например, в аэропорт или на Тибидабо) и ещё дальше во все стороны от города. Мы электричками практически не пользовались (за исключением двух направлений, которые я обозначил), но в целом можно сказать, что их работа также интуитивно понятна. Покупаете общий проездной на вокзале (например, Sants), ориентируетесь по указателям направления и выходите на нужный вам путь. Как правило, на один путь в разное время приходит множество поездов. Информация о ближайших рейсах выводится на табло, помимо этого существует голосовое сопровождение.
Автобусы
Схему автобусного сообщения можно найти на любой остановке или в интернете. После первого взгляда на неё охватывает ужас – кажется, что в подобном нагромождении линий разных цветов совершенно невозможно разобраться. Однако не нужно пытаться осознать всю карту, достаточно сориентироваться в том конкретном районе, где вы планируете воспользоваться автобусом. Например, мы пользовались автобусом только чтобы доехать от отеля до станции метро (хотя это расстояние можно было пройти пешком), поэтому я внимательно изучил район нашего отеля и обнаружил, что на 33 или 34 автобусе мы можем доехать до станций метро Diagonal и Verdaguer (в зависимости от того, на какую линию мы хотим попасть), а 32 автобус без проблем доставит нас на вокзал Sants, где мы также можем сесть либо на одну из линий метро, либо на электричку до аэропорта.
Помимо этого мы пользовались автобусом на Монжуике (№193) и Тибидабо, чтобы не проделывать один и тот же путь два раза пешком.
Автобусные остановки снабжены панелями с указанием ближайших рейсов и времени до их прихода. Чтобы остановить автобус необходимо махнуть ему рукой, как мы останавливаем маршрутки. Если же вы находитесь внутри автобуса, то необходимо нажать красную кнопку Stop за некоторое время до остановки. Если никто не собирается выходить и с остановки никто не попадает сигналов, то автобус может проехать не останавливаясь.
В автобусах практически никогда не бывает толкучек, хотя частенько все места были заняты, и нам приходилось стоять. Обратите внимание, что существуют специальные места для инвалидных и детских колясок. Сначала мы их сторонились, но потом обратили внимание, что испанцы там тоже частенько стоят, освобождая их в случае необходимости.
Существуют как большие автобусы, так и микроавтобусы поменьше. Кроме вместимости разницы между ними никакой нет.
Помимо обычных, дневных автобусов, которые ближе к вечеру начинают ходить все реже и реже, существуют специальные, ночные автобусы (номер с буквой N). Этих рейсов не так уж много, но в частности, существует ночной автобус до аэропорта.
Внутри автобуса также находится табло с информацией о следующей остановке (Proxima parada) и маршруте движения.
Вход осуществляется через переднюю дверь, а выход через остальные. Сразу после входа не забудьте прокомпостировать ваши билеты в специальных автоматах, расположенных по обе стороны прохода сразу за входной дверью. Зеленый цвет оповестит о том, что всё сделано правильно, красный скажет о том, что либо вы опустили билет не той стороной, либо ваши поездки закончились. Кстати, на обратной стороне печатается информация о поездке и количестве оставшихся билетов, хотя иногда надписи нечеткие или вообще не видны.
Фуникулер
Фуникулером мы пользовались всего лишь один раз – во время поездки на Тибидабо, об этом я расскажу чуть позже. Вообще, у меня сложилось впечатление, что эта ветка – единственная, включенная в систему общественного транспорта, потому что остальные фуникулеры (включая туристический фуникулер на Тибидабо, фуникулер на Монжуик и фуникулер в порт) оплачиваются отдельно и стоят в разы дороже общественного транспорта. Например, туристический фуникулер на Тибидабо стоит 7.5 евро туда-обратно.
Некоторые их любят за открывающиеся виды, но с точки зрения транспорта данный аттракцион мне рассматривать тяжело.
Другие виды транспорта
Личный транспорт
Наибольшее распространение у барселонцев получили скутеры – их здесь огромное множество как движущихся по улице, так и припаркованных. Причем для них это совершенно не молодежный вид транспорта, как это обычно принято считать у нас. Очень часто мы видели представительных мужчин в костюмах или девушек в вечерних платьях, которые свободно перемещаются на данном виде транспорта, а, припарковав скутер, достают из багажника деловой кейс или дамскую сумочку.
Меня удивило, что на улицах не так уж много испанских машин (Seat), хотя много французских (Renault, Citroen) и немецких (Mercedes) марок. Впрочем, есть и японские (Toyota) бренды и даже корейские. Американских авто почему-то я не замечал, а китайских и русских машин в Барселоне точно нет.
Туристические автобусы Барселоны
Этот вид транспорта очень популярен у туристов. Его суть заключается в том, что, купив один билет, вы можете неограниченное число раз выходить из автобуса и снова садиться на другой автобус на этом же или другом маршруте. Т.е. проехали остановку, вышли, погуляли, посмотрели и поехали до следующего места.
Тут следует обратить внимание, что существует две фирмы – Barcelona City Tour и Barcelona Bus Turistic, у первой 2 маршрута, у второй – 3. Соответственно билет, купленный в одной фирме, действует только для автобусов этой фирмы.
Идея, разумеется, отличная и было бы всё хорошо, если бы не цена. Стоимость однодневного билета на 1 взрослого – 24€, двухдневного – 31€. И, в общем, мы подумали и поняли, что перемещаться на общественном транспорте в разы дешевле, поэтому отказались от туристических автобусов.
Причем что интересно, на центральных улицах и у туристических мест подобных автобусов огромное количество, но стоит сделать несколько шагов в сторону, как яркие двухэтажные автобусы пропадают.
Такси
Я напомню, что на такси мы ездили всего лишь один раз, в первый день нашего пребывания в Барселоне. Посадка стоила около 0.5-1€, примерно за 10 минут мы проехали около 2 километров и общий счет составил 6.6€. Кстати, такси было оборудовано счетчиком с большим экраном, поэтому можно было весь путь контролировать, как увеличивается сумма проезда.
С собой у нас были только крупные 50-евровые банкноты, которые мы обменяли ещё в России и немного мелочи с прошлой поездки. Совсем немного, я не смог набрать необходимую сумму и протянул таксисту крупную купюру, на что он предложил поискать поменьше или оплатить картой.
– Sorry? – мне показалось, что я неправильно его понял.
– Bank card… credit card… – таксист настаивал на своём.
Всё ещё не веря своим ушам, я протягиваю ему банковскую карту. Таксист достает из бардачка терминал, ловко проводит оплату и вручает чек мне, ошарашенному от таких продвинутых технологий.
Вообще на улицах много такси, причем совершенно различных марок, разнообразие которых примерно совпадает с предпочтениями владельцев личного транспорта. Выделяются они ярко-желтой окраской, поэтому спутать их с чем-нибудь сложно. Найти такси можно на специальных стоянках, либо просто поймать рукой проходящий мимо транспорт.
Велосипеды
Велосипеды в Барселоне также распространены очень сильно и как спортивный снаряд, и как средство транспорта. Для этого есть вся необходимая инфраструктура: велосипедные дорожки, светофоры и переходы, велостоянки и, самое интересное, городской прокат велосипедов.
К сожалению, он действует только для резидентов Испании, тем не менее, мне было очень интересно изучить схему его работы. Всё просто – один раз необходимо зарегистрироваться, получить специальную карту или код и после этого, уплатив символический ежегодный взнос, можно пользоваться велосипедами. Насколько мне известно, первые полчаса проката бесплатно, затем оплата идет каждые полчаса. Взять велосипед можно на любой стоянке и на любой другой оставить.
Если на какой-то точке не хватает велосипедов, то туда они подвозятся специальным транспортом из тех мест, где их имеется избыток.
Экзотические виды транспорта
К экзотическим в первую очередь стоит отнести конные повозки, которые встречались нам пару раз на улицах Барселоны. Хотя это, конечно, скорее уже вид аттракциона, нежели средство перемещения. Я обратил внимание, что под хвостом лошадей закреплен специальный мешок и в очередной раз удивился чистоплотности и аккуратности европейцев.
Также мы замечали забавные автомобильчики, немного похожие на спортивные кары. По всей видимости, их где-то дают в аренду.
Аэропорт Барселоны: как добраться и другая информация
Для начала немного об устройстве аэропорта Барселоны. Как я уже упоминал в начале отчета, он состоит из двух терминалов: T1 и T2. T2 – это, как я понимаю, центральный терминал, он расположен ближе к городу и связан с ним ж.д. сообщением. Терминал T1 немного отдален от него, но именно туда прибывают рейсы от Vueling.
Терминалы связаны между собой бесплатными зелеными автобусами, которые ходят очень часто, время в пути – около 5-7 минут. Остановки этого автобуса обозначены специальным знаком (надпись T1 T2 и значок, означающий круговое движение). Если честно, в терминале T1 я не запомнил расположение остановки, но найти её было не сложно. В T2 своя специфика – автобус прибывает в одно место (рядом с входом в аэропорт), а отправляется с места рядом с платформой электрички. Т.е. если вы движетесь в сторону города из T1, то сначала доезжаете на автобусе до T2, затем по переходу выходите к станции. Если наоборот, то гораздо проще – выходите из электрички и тут же садитесь на автобус до T1. Может быть, на словах это немного сложно, но на деле оказывается элементарно.
Тут мы и переходим к самому бюджетному и простому способу добраться до Барселоны из аэропорта – это электричка. Как добраться до станции я уже написал, достаточно пройти по переходу от главного здания терминала T2. Перед турникетом стоят автоматы, где можно купить билеты. Я ещё раз напомню, что аэропорт расположен в первой зоне, поэтому если вы планируете и дальше перемещаться по Барселоне, может сразу купить проездной T-10 для Zone-1.
Далее проходите турникет, садитесь в поезд и едете до необходимой вам станции, где вы выйдите или пересядете на метро или другую электричку.
Садясь в электричку, мы даже не догадались посмотреть её номер или название, потому что ошибиться было не возможно – из аэропорта ходит только один электропоезд. Заминка возникла лишь тогда, когда через несколько дней мы направились обратно в аэропорт с вокзала Sants. Моя устаревшая карта утверждала, что в аэропорт отправляется RENFE-1 в то время как указатели и информационные щиты на вокзале говорили о том, что R1 идет совсем в другую сторону, а нам необходима R2. Причем R2 не просто, а с пометкой Aeropuerto.
Из других способов добраться из аэропорта до города можно отметить такси, за умеренную плату (по моим прикидкам порядка 30-40 евро) вас доставят в любую точку города.
Кто-то предпочитает автобус. Стоит он около 5-6 евро и прибывает на площадь Каталунии. Если не ошибаюсь, соответствующий автобус отправляется из каждого терминала (T1 и T2). Существуют дневные и ночные рейсы.
Сам по себе аэропорт производит приятное впечатление, мне он показался более удобным и логичным, чем Домодедово, хотя общая структура такая же, присутствуют терминалы саморегистрации, стойки регистрации и т.п.
Мы летали два раза из аэропорта Барселоны внутренним и зарубежным рейсом и, надо отметить, что на зарубежных рейсах проверка чуть строже. Воду вы выкидывали и там, и там, однако во втором случае я без проблем пронес еду в ручной клади, хотя сомневался в правомерности своих действий.
Зона с магазинами дьюти фри расположена совсем рядом с посадочными воротами (я говорю сейчас о терминале T1). Кстати, гейтов здесь огромнейшее количество.
Авиакомпания Vueling
Стоит также рассказать об авиакомпании, самолетами которой мы совершили за время нашей поездки четыре рейса. Ещё раз оговорюсь, что в сознательной жизни мы летали самолетами первый раз (хотя где-то глубоко в памяти у меня остались воспоминания о АНах и Илах, на которых я часто перемещался до 10 лет), поэтому сравнить особо не с чем.
Vueling – бюджетный перевозчик, что сразу говорит о многом. Например, о том, что салон самолета не самый просторный и в полете нет еды. Меня это абсолютно не напрягало, хотя среди наших соотечественников существуют люди, которых это почему-то возмущает. Отмечу, что рейс Москва–Барселона компании Vueling не единственный, но на тот момент был самый адекватный и бюджетный. Рейсы других компаний были либо значительно дороже, либо имеют пересадку в каком-нибудь европейском городе. Впрочем, судя по всему в 2013 году ситуация изменяется в лучшую сторону и появляется больше предложений из разной ценовой категории.
Что касается внутренних рейсов по Испании, то здесь у Vueling и Iberia (как я понял, это то же самое) вообще нет конкурентов.
Другой признак бюджетности данного перевозчика – это то, что за любое лишнее движение необходимо платить. В принципе, я согласен доплатить за багаж, страховку, могу допустить, что выбор конкретного места в салоне тоже стоит какую-то сумму. Но когда компания потребовала с меня дополнительную сумму за то, что я оплачиваю билет по интернету дебетовой картой, я возмутился. При этом альтернатив не было – при оплате кредитной картой или любым другим способов сумма только возрастала, вероятно, что при оплате наличными в кассе, сумма была бы ещё больше. Почему нельзя было включить эту сумму изначально в стоимость билета для меня осталось загадкой. Так что не стоит сильно ориентироваться на цены, указанные на сайте этого перевозчика, пока вы не пройдете процедуру бронирования до конца. Либо можно пользоваться поисковиками типа avia.vetert.ru, которые отдают уже готовую цену со всеми сборами.
Ещё отмечу такую деталь, что при распечатке посадочных в терминале самообслуживания, автомат требует некий код бронирования. Я ввел все возможные цифробуквенные комбинации с нашего подтверждения бронирования, но всё было тщетно. В итоге данный код был найден в самом первом письме, которое компания присылала мне на почту и которое я чудом взял с собой.
А в целом мы остались довольны всеми полетами – все они прошли без каких-либо задержек или неприятностей, проблем с багажом не было. Самолет почти всегда отъезжал и приезжал прямо к гейту, так что на автобусе мы ездили только раз.
Теперь, разобравшись во всех тонкостях транспорта Барселоны, мы были готовы к продолжению нашей экскурсии. Поэтому, запланировав на завтрашний день несколько интересных мест для посещения, мы отправились спать.
Фото: Анастасия Буйлова, Илья Шувалов, текст: Илья Шувалов, сентябрь 2012