Неделя в культурной столице – день 5
Подготовка Дорога Первое впечатление День1 День2 День3 Ночной Петербург День4 День5 День6 День7 День8 День 9 Эпилог
Отдохнув в предыдущий день, встаём не поздно – около 9 часов пробуждение, а в 10 часов мы уже движемся по направлению к Невскому.
Пешком мы уже находились, поэтому сегодня решаем воспользоваться общественным транспортом. Покупаем четыре жетона на станции метро Маяковская и приступаем к знакомству с Санкт-Петербургским метрополитеном.
Стоимость проезда – 22 рубля, жетоны и проездные покупаются в кассе, которая есть на любой станции. Кроме этого, рядом с кассой есть автомат, который за 50 рублей выдает 2 жетона и 6 рублей сдачи, очень удобная штука. Вообще, чуть позже в этот же день мы покупаем карточку-проездной на 10 поездок, но вскоре обнаруживаем, что у неё есть свои недостатки – её нельзя использовать два раза подряд, поэтому далее один из нас проходил по карточке, а второй опускал жетон.
Отличительной особенностью питерского метрополитена является то, что он самый глубокий в мире по средней глубине залегания станций. Это не мудрено – все пути проходят под различными реками и каналами, а отдельные участки метро пролегают под Невой. Глубина сразу чувствуется – ехать на экскалаторе приходится очень долго.
Как я уже упоминал, мы попали в метро через станцию Маяковского, здесь есть художественные композиции, посвященные известному поэту. Также заинтересовало то, что здесь нет свободного выхода на пути – они закрыты стеной с дверьми, которые открываются только после остановки поезда.
Организация движения и пересадочных станций не является интуитивно понятной – в центре линии хаотично (на первый взгляд) пересекаются между собой, а затем разбегаются в разные стороны. Но из-за того, что линий не так уж много, как и станций, ориентирование не представляет никаких проблем. Тем более, что мы едем без пересадок – проехав по зеленой линии две станции, мы выходим наверх на станции Василеостровская.
Самые догадливые, наверное, уже поняли, что сегодняшний день мы решили начать с посещения одного из самых известных и старых петербургских музеев – Кунсткамеры. Расположение не самое идеальное – музей расположен между двумя станциями метро, но пешая прогулка на 10-15 минут нам только в радость, тем более, что есть возможность посмотреть как выглядит город за центром, понаблюдать за жизнью людей. Вот, мужчина несет к мусорке (которая, кстати, тоже интересной формы) детский велосипед, видимо его ребенок уже вышел из возраста, но его перехватывают папа с дочкой и дальше довольная девочка уже едет на своём новом транспорте.
Кунсткамера нас сразу порадовала тем, что Настя со студенческим прошла бесплатно, я отдаю 150р. за взрослый билет и ещё 100р. за билет на фотосъемку. Но вот остальные служащие после кассира нас уже не радовали. Контролер в довольно грубой форме отказалась пропускать нас с рюкзаком. В гардеробе наш рюкзак взяли без проблем, но отказались взять у возмущенной семьи детскую коляску. Экскурсоводы тоже довольно бесцеремонно расталкивают и отодвигают посетителей, проводя свою группу. Добавим к этому то, что туалет один на всё здание и находится за контролером. Т.е. зашел в музей – будь добр, терпи до конца. Иностранцев (кстати их было немного), думаю, также напрягало то, что отсутствуют дублирующие надписи на английском языке.
Но вот что в Кунсткамере действительно хорошо – так это коллекция экспонатов. Сразу развею устоявшийся миф: Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии, а уродцам в банках посвящен лишь один зал.
Первый этаж посвящен народам Северной Америки, Японии и Африки. Здесь представлены различные орудия труда, лодки, инструменты, элементы одежды и быта. Очень живо и оригинально смотрятся манекены, стилизованные под различные племена и народы. На меня это производит большое впечатление, мне интересна культура и жизнь этих самобытных народов, столь непохожая на то, что нас окружает.
Второй этаж начинается как раз с зала, посвященного уродам в банках, наверное, самая популярная экспозиция в музее. Однако на нас она не производит должного впечатления – большинство экспонатов однотипны, и, если первые два стенда вызывают интерес, то последующие уже становятся жутковаты.
Остальные залы на втором этаже также посвящены этнографии, здесь можно увидеть выставки, посвященные Китаю, Монголии, Корее, Индокитаю, Ближнему и Среднему востоку, а также Индии и Индонезии. Разумеется, экспозиции тоже весьма интересны, но мы уделяем им уже не столько времени – мозг переполнен информацией.
Третий этаж маленький, здесь размещена экспозиция «Зал заседаний Петербургской академии наук», можно ознакомиться с деятельностью первого научного учреждения России и биографией М.В. Ломоносова. Мне эта выставка не особо интересна, а вот Настю она привлекает гораздо больше, чем этнографические коллекции.
На четвертом и пятом этажах находятся экспозиции «Первая астрономическая обсерватория академии наук» и «Большой Готторпский глобус-планетарий». Но, к сожалению, обнаруживаем, что туда вход оплачивается отдельно и открыт только для туристических групп.
Наша программа на этом закончена. Забрав вещи из гардероба (кстати, на нулевом этаже присутствуют сувенирные лавки и буфет), вы выходим на улицу и присаживаемся на лавочку во внутреннем дворике. Немного перекусываем, попутно подкармливая собравшихся вокруг голубей. Вокруг стоят каменные истуканы, показывая, что мы рядом с Кунсткамерой.
Погода сегодня отличная, до вечера ещё далеко, поэтому решаем прогуляться по Университетской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта. Выходим на набережную рядом с Дворцовым мостом, который днём, как и ночью, смотрится великолепно.
На другой стороне Невы виднеются Зимний дворец, в котором находится Эрмитаж, и Главное Адмиралтейство.
Чуть дальше находится памятник М.В. Ломоносову.
По набережной гуляет множество людей, которые фотографируются на фоне Невы и достопримечательностей.
Помимо Зимнего дворца и Главного Адмиралтейства, отсюда открывается отличный вид на Исаакиевский собор.
По ступеням можно спустится к самой Неве и потрогать водичку. Впрочем, купающихся замечено не было. Внимание туристов также приковывает гранитная книга со строчками из поэмы «Медный всадник».
Вообще, набережная Невы – потрясающее место, чтобы погулять и сделать несколько фотографий на память.
Мы тем временем доходим до Меншиковского дворца – памятника архитектуры, дворец в стиле Петровского барокко являлся первым каменным зданием Санкт-Петербурга.
Далее на набережной стоят Сфинксы, которым около 3500 лет, они стояли у входа в величественный храм, сооруженный в Египте около Фив для фараона Аменхотепа III. Сфинксы были куплены русским послом в Александрии и привезены из Египта в Санкт-Петербург.
Мы уже практически дошли до Благовещенского моста – первого постоянного моста через Большую Неву в Санкт-Петербурге.
За ним начинается набережная Лейтенанта Шмидта, и мы продолжаем свою прогулку. Солнце начинает ещё сильней припекать, мы в первый раз за время нашего визита в Питер снимаем куртки.
На набережной находится какая-то возвышающаяся площадка, может быть, для каких-то мероприятий, может быть, для туристов. В любом случае, поднявшись на несколько метров выше, обозреваем окрестности. Внимание привлекает реставрирующаяся пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведенная в конце 19 века.
Здесь много туристов, прохожих, рыбаков и просто отдыхающих. Здесь, как и во многих других местах Питера, встречаются художники, по всей видимости, учащиеся, рисующие пейзажи и другие картины.
Наконец, доходим до того места, куда я стремился – подводная лодка С-189. Это самая массовая дизельная подводная лодка советского флота. Прослужив почти 35 лет, она была расформирована, подвергалась атакам хулиганов и мародеров, лишилась почти всего оборудования и вскоре затонула. Но в 2005 году её подняли, переделали в музей и в 2010 году она открыла свои двери для интересующихся.
То, что музей открыт, подтверждается надписью на борту, но как туда попасть – на этот вопрос ответа нет. С набережной она связана посредством понтона, находящегося в носу лодки, и именно через него, шагая по трапам, мы добираемся до входа.
Сразу нас не пускают – мужчина на входе объясняет, что количество людей, одновременно находящихся внутри ограничено, и предлагает немного подождать. Впрочем, ожидание скрашивают несколько песен, посвященных подводному флоту, а затем мужчина делает презентацию подводной лодки, её характеристикам и истории. Также рассказывает об Адмиралтейских верфях, которые полностью функционируют. Одни из последних разработок верфей – это плавучая атомная станция для Египта и современная подводная лодка, находящаяся на противоположному берегу Невы.
Наконец, из лодки выходит группа людей, и мы заходим вовнутрь. Цена взрослого билета – 300р., студенческого – 200р., фотографирование без ограничений. Внутри музея четкая, по-военному, организация работы. Работают три экскурсовода, один в носовой части, второй в кормовой и третий в центральной, таким образом, в лодке одновременно находится три минигруппы. Каждый экскурсовод служил на такой или подобной подводной лодке и рассказывает о вещах, которые знает не понаслышке.
Несмотря на то, что из лодки убрали часть оборудования, пару торпед и несколько коек, внутри очень тесно. Однако ранее на это лодке размещалось 52 человека.
Я нахожусь в совершеннейшем восторге от подводной лодки, Настя же скучает, слушая технические и военные подробности.
Экскурсия оканчивается, и мы выходим на поверхность.
Обсуждая увиденное и делясь впечатлениями, гуляем по понтону, направляясь обратно на набережную. Внимание привлекает чайка, будто специально позирующая для нас.
Ещё дальше по набережной находится ледокол «Красин», который тоже хотелось бы посетить, но видимо, уже в следующий раз – мы возвращаемся обратно, к метро.
По дороге случайно заходим в один из дворов, где находится небольшая конюшня и дети катаются на лошадях.
Наш шаг ускоряет чувство голода, заходим в Макдональдс, расположенный около станции метро. Но увидев, какое безумие там творится, огромные очереди перед кассой и забитые столы, решаем доехать до дома и поужинать в нашей любимой столовой. За ужином обсуждаем грандиозные планы на следующий день…
Фото: Анастасия Буйлова, текст: Илья Шувалов, сентябрь 2010