Неделя в культурной столице – день 1
Подготовка Дорога Первое впечатление День1 День2 День3 Ночной Петербург День4 День5 День6 День7 День8 День 9 Эпилог
Выйдя на Невский проспект и осмотревшись, мы повернули в сторону противоположную вокзалу – по направлению к Васильевскому острову. Как я уже упоминал, мы не поставили какой-то конечной цели, которой нужно было достичь, мы просто решили прогуляться по Невскому, параллельно осматривая различные достопримечательности Санкт-Петербурга.
Вскоре доходим до пересечения главной улицы Санкт-Петербурга, Невского проспекта, с не менее важной транспортной магистралью – Литейным проспектом. Но мы спешим увидеть Фонтанку – первую из рек Питера, которую мы увидим за время нашей поездки. Невский проспект пересекает её по Аничкову мосту, одному из самых известных мостов Петербурга.
Разумеется, внимание привлекают четыре бронзовые скульптуры «Укротители коней», каждая из которых изображает две фигуры: коня и юноши. Поражает точность передачи всех анатомических особенностей строения животных.
На перилах моста чередуются парные изображения морских коньков и русалок. Вообще на этом месте чувствуется дух Петербурга – мы окружены множество исторических зданий и, если абстрагироваться от шума окружающих нас машин, можно представить, что мы перенеслись во времена Гоголя и Достоевского.
Задержавшись на несколько мгновений на Аничковом мосту, мы идем дальше и подходим к площади Островского. Если честно, я представлял её себе совершенно по другому, нашим взорам открылась скорее не площадь, а небольшой сквер-парк – Екатерининский, огороженный невысокой решеткой.
Зайдя через калитку в сад, сразу замечаем двух нарядных людей, одетых в костюмы эпохи 18-19 веков, мужчина косит под Петра I, женщина, видимо, стремится быть похожей на Екатерину II. «Давайте фотографироваться?», - предлагают они нам. «Давайте!», - радостно соглашаемся мы с провинциальной доверчивостью. Петр I забирает к себе Настю и принимает позу для фотографирования, я уже готов нажать кнопку спуска на фотоаппарате, как Екатерина шепчет мне на ухо: «Услуга платная, 1 кадр – 150р.».
Да, цены отнюдь не провинциальные и поэтому, разочаровав разводил (как мы их окрестили), мы подходим к памятнику Екатерине II. Бронзовая фигура Екатерины II высотой 4,35 м держит в руках скипетр и лавровый венок, а с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног лежит корона. Вокруг пьедестала расположены девять фигур приближенных императрицы, а на переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия, военного, сухопутного и военного дела.
Сад заканчивается зданием Александринского театра, названного по имени жены императора Николая I. Осмотрев достопримечательности, присаживаемся отдохнуть на лавочку в Екатерининскому саду, понаблюдать за отдыхающими людьми и проникнуться духом Петербурга.
Обсуждаем интересную особенность: дорожки в парке не закатаны асфальтом и не выложены плиткой, как у нас, а покрыты чем-то непонятным, напоминающим собой кирпичную крошку. Позже мы заметил, что все парки и сады Петербурга схожи в этом.
Краем глаза наблюдаем за разводилами – удача им не улыбается, люди либо обходят их стороной, либо сразу же сбегают, услышав условия.
На выходе из парка останавливаемся у ряда художников, которые готовы в любой момент нарисовать портрет или шарж.
В центре Санкт-Петербурга достопримечательности идут одна за другой, поэтому вскоре снова замедляем шаг – мы подошли к знаменитому Гостиному двору. Много внимания ему не уделяем – лишь поражаемся его размерами и решаем заглянуть в него в один из следующих дней. Напротив – галерея бутиков и пассаж, туда не возникает желания даже зайти.
Мы доходим до канала Грибоедова, через который переброшен Казанский мост. Он примечателен тем, что является вторым по ширине мостом в городе и одновременно самым низким мостом — под ним запрещено прохождение любых плавсредств.
Я сразу замечаю дом компании «Зингер», находящийся через дорогу. Шестиэтажное здание было построено в 1902-1904 годах для «Акционерной компании Зингер в России» по последнему слову техники того времени. Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке, но здания в центре Санкт-Петербурга не могли превышать 23,5 метров.
А совсем рядом от нас раскинулся величественный Казанский собор, одно из крупнейших религиозных сооружений Санкт-Петербурга.
Казанский собор помимо всего прочего и храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
Заходим в дворик-сад перед собором и сразу же замечаем таких же актеров-разводил, которые встретились нам менее часа назад – на этот раз заранее обходим их стороной. Забегая вперед, скажу, что подобные парочки очень часто встречаются в наиболее популярных у туристов местах и подобным образом предлагают свои услуги.
Казанский собор потрясает своими размерами, а любая из 96 колонн сама по себе является монументальным сооружением.
Внутри храм тоже впечатляет своим богатым убранством, интерьером и размерами. Я не особый поклонник христианских храмов и святынь, поэтому внутри мы не задерживаемся особо долго – я убедился, что Казанский собор является полностью функционирующим православным собором. Поразило количество людей внутри – видно, что люди Санкт-Петербурга близки к религии.
В Санкт-Петербурге, как и в любом другом крупном городе, на улицах стоит множество людей, раздающих различные листовки. Но, если сравнивать, допустим, с Волгоградом, на этом сходство заканчивается. В Питере, это, наверное, одна из самых неблагодарных работ – почти все люди проходят мимо, даже не обращая внимания на протянутые руки с листовками. В этом определенный плюс – если у нас около мусорок, расположенных рядом с такими промоутерами, образуется гора измятых листовок, которые ветер несет дальше, то в Петербурге в этом отношении дела обстоят гораздо лучше – тем немногие люди, которые всё-таки берут листовки, на автомате прячут их себе в карман.
А сами рекламщики идут на всевозможные ухищрения: стоят с громкоговорителями, привлекая к себе внимание в шумном городе, и надевают совершенно невероятные костюмы.
Мы тем временем подходим к ещё одной очень известной реке Санкт-Петербурга – Мойке.
Через неё переброшен Зеленый мост, но о том, что он зеленый мы в тот момент даже не догадывались – наше внимание привлек Строгановский дворец, один из образцов архитектуры русского барокко. Ныне Строгановский дворец – филиал Государственного Русского музея.
На мосту также расположились художники, рисующие портреты с туристов и просто прохожих.
Вскоре мы достигаем начала Невского проспекта. Справа виднеется шпиль Александровской колонны, мы же поворачиваем налево. В глаза бросаются особенности местной парковки: автомобили стоят везде, где только можно, порой занимая более половины тротуара. Для нас это было немного дико, всё-таки в городах не с таким интенсивным движением для машин всегда находится место для нормальной парковки, но для местных это видимо уже стало в порядке вещей.
Кое-где тротуар закрыт – ведутся какие-то ремонты или реставрации зданий, а в просвете одного из перекрестков виднеется строительство новой станции метро – Адмиралтейской. Наконец, мы делаем последний поворот и нашим взорам открывается Исаакиевский собор.
Исаакиевский собор – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, это выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.
Высота храма – 101,5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн, храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.
С фронтальной части собора небольшой парк, туда мы и направляемся после того, как обошли собор вокруг. Обращаю внимание на ещё одну особенность подобных парков в Санкт-Петербурге, для них характерны пустые пространства: газоны и клумбы. Деревья растут только по периметру, да и то далеко не всегда. Наверное, это сделано на европейский манер, где на газоне можно запросто расположиться, чтобы позагорать или полежать. Мы же присаживаемся на лавочку и начинаем осматриваться по сторонам.
Наше внимание сначала привлекает не особо заметный мужчина в простой одежде, нарезающий круги, даже скорее не он, а два охранника, один из которых шел впереди, а второй позади. Наверняка какой-нибудь крупный бизнесмен или деятель искусства, подумали мы.
Затем наше внимание переключается на здания, расположенные неподалёку от Исаакиевского собора, это две гостиницы: Астория и Англетер. Вторая известна тем, что согласно официальной версии, в одном из номеров гостиницы в ночь на 28 декабря 1925 года оборвалась жизнь Сергея Есенина. В наше время здание было снесено и полностью восстановлено в первоначальном виде.
А вот до следующей достопримечательности, расположенной в конце Исаакиевской площади, уже нужно немного пройтись – мы осматриваем памятник Николаю I. Монумент интересен тем, что имеет всего две точки опоры.
Здесь мы снова подходим к реке Мойка, через неё перекинут Синий мост, который из-за своей ширины (а это самый широкий мост Петербурга – его ширина составляет более 97 метров) кажется продолжением площади.
Вообще на Мойке популярна тема цветных мостов, здесь присутствуют Синий, Красный и Зеленый мосты, ранее был и Желтый, переименованный в Певческий. Такая особенность была из-за того, что мосты находились близко друг к другу и внешне очень похожи, жители города их часто путали. Поэтому мосты покрасили в разные цвета и дали соответствующие названия.
Далее наш путь пролегает по набережной реки Мойки, вскоре мы достигаем Красного моста, у которого я замечаю интереснейшее заведение на противоположной стороне реки – столовую.
О столовых, фастфуде и ценах на обеды я расскажу чуть позже, сейчас же упомяну лишь то, что в столовой мы довольно плотно ужинаем примерно за 150р. с человека. Обстановка такая же, как и во множестве других столовых, выбор блюд и качество еды вполне приемлемые, уровень сервиса низкий, но диванчики и столы довольно комфортабельные.
Домой также движемся пешком, большой частью по Невскому, в конце, уже свернув, заходим в один из обнаруженных ранее минимаркетов – купить что-нибудь на завтрак и легкий ужин перед сном.
Наши соседи возвращаются чуть позже нас, мы долго вечером не засиживаемся – завтра нас ждет не менее интересный день и скоро номер погружается в темноту и тишину.
Фото: Анастасия Буйлова, текст: Илья Шувалов, сентябрь 2010