Автобусный тур Брест-Варшава-Берлин-Брюссель-Париж. Часть 5 – Польша
Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6 Часть7 Часть8 Часть9 Часть10 Часть11 Часть12 Часть13 Часть14 Часть15 Часть16 Часть17
Тем временем гид начинает долго и подробно рассказывать о различных дополнительных экскурсиях. Они все, разумеется, платные, разброс цен составляет до 10 до 60 евро. Мы с Настей настроены большинство мест посетить сами, поэтому берем только две экскурсии – на башню Монпарнас и в Версаль. Впрочем, как выяснилось позже, лучше бы мы не брали и эти две экскурсии тоже. Также гид предлагает ужины в Польше, Германии и Франции – от них мы тоже отказываемся.
Через некоторое время въезжаем на автобан – начинается нормальная, европейская дорога.
Европейские дороги и автобаны
Надо признаться, что я не заметил существенных различий между дорогами в разных странах Европы. В Польше чуть хуже покрытие, в Германии больше указателей и развязок, во Франции часть дорог платные.
А вот общего намного больше: как правило, это две или три полосы в каждую сторону с разделительной частью посередине дороги. Обочина тоже загорожена, в Германии периодически встречаются телефонные будки для вызова экстренной помощи.
Но главное, за что я готов обожать европейские дороги, – это замечательная придорожная инфраструктура. Повсюду находятся зоны отдыха (назовем их так), очень напоминающие американские rest area. Здесь водитель-дальнобойщик (или просто турист на легковой машине) может припарковать свой автомобиль (в наличии огромная, как я понимаю, бесплатная стоянка, на которой всегда есть места), предварительно заехав здесь же на заправку. К его услугам недорогое кафе с хорошей кухней (у нас я ни разу в жизни так и не рискнул съесть что-нибудь в придорожных кафе) или Макдональдс, бесплатный туалет (для мальчиков, девочек и инвалидов), а в некоторых местах душ и комната для пеленания детей. Кроме этого с заправкой обычно совмещен небольшой супермаркет (наподобие того, что сейчас есть на некоторых заправках ЛУКОЙЛа). Если необходимо переночевать – к вашим услугам отель, опять же с полноценными номерами, а не кровати, кишащие клопами. Часто стоят и просто столики с крышей для отдыха и перекуса.
В общем, после всего этого наши российские дороги представляются каким-то кошмаром из очень страшного сна…
Убаюканный надеждами о том, что когда-нибудь и в России будут подобные дороги, я засыпаю. Просыпаюсь от голоса гида (спросонья мне показалось, что она буквально орет мне на ухо) и пытаюсь сообразить, что происходит – мы останавливаемся на одной из подобных зон отдыха, где расположен наш отель.
Отель Nevada снова напомнил мне американские придорожные отели, которые так часто показывают в фильмах. В отличие от них он, правда, одноэтажный и двери в номер находятся во внутреннем коридоре, зато перед отелем находится парковка – можно расположить свою машину прямо перед окном номера.
В номере тоже всё достойно – две кровати: двухместная и одноместная, шкаф под одежду, стол со стулом, прикроватная тумбочка с телефоном и будильником, телевизора нет. В общем, хорошее место, чтобы просто переночевать и отдохнуть с дороги. Цены я подсмотрел на ресепшене: одноместный номер – 100 злотых, двухместный – 140 злотых, трехместный – 180 злотых (чтобы получить в рублях, умножаем на 10). Не сказать, чтобы прям очень дешево, но это же Европа!
Ванная просторная: душевая кабина, туалет и раковина. Джакузи здесь было бы не в тему, всё просто и практично.
Быстро разложившись, решаем подумать насчет ужина. Гид ещё в автобусе предлагала заказать ужин в ресторане при отеле за 10 евро, но мы решили разобраться с этим вопросом самостоятельно. В паре сот метров от отеля, рядом с трассой находится bar (так они называют кафе самообслуживания), где мы и решаем покушать.
Разумеется, ситуацию значительно усложняет то, что мы не знаем ни польского языка, ни систему обслуживания в подобных кафе. Я получаю удовольствие от незнакомых ситуаций, это своеобразный вызов.
Первым делом обмениваем в соседнем обменном пункте евро на злотые – в кафе принимают только их. Потыкав пальчиком в меню, заказываем несколько блюд в общей сложности на 36.5 злотых. Нам выдают маленькую пустую тарелочку (они назвали её салатницей) и номер. Как позже выяснилось, салатница – это салат-бар, стойка с салатами находится рядом.
Основные блюда подают чуть дальше. Когда блюдо готово, девушка объявляет в микрофон номер (а я сначала подумал: странное у них караоке) и, предъявив его, можно получить свою еду. К счастью, польские числительные по звучанию схожи с русскими, поэтому мы благополучно получили всё, что нам причиталось. Подобную систему я обнаружил только в этом месте, в остальных всё было как в обычных ресторанах самообслуживания.
Итог: вдвоем мы очень плотно и вкусно покушали (даже оставили немного на тарелках) в общем сложности менее чем за 10 евро на двоих. Гид же предлагала ужин за 10 евро с каждого, причем те, кто ходил туда, остались недовольны. Вы уже догадываетесь, к чему я клоню?
Поспав до 7 часов, встаем. Самое время оценить континентальный завтрак, входящий в программу. На завтрак подают сосиску, три кусочка колбасы и сыра, пол яйца, овощная нарезка. Слабовато, приходится налегать на хлеб и чай (они без ограничений), чтобы хоть как-то почувствовать себя неголодным.
Позавтракав, загружаемся в автобус и продолжаем наш путь. Вскоре после выезда, сворачиваем к заправке.
Цены на топливо кусаются – порядка 5 злотых за литр. В других европейских странах цены примерно аналогичны или даже чуть выше. Настоящее разорение для любителей путешествовать на автомобиле.
Общее впечатление о Польше
Довольно сложно сделать общее впечатление о стране и народе на основе столь короткого времени.
Что понравилось: 1) цены на еду и порции в кафе; 2) милые пейзажи, оставшиеся за окном автобуса; 3) не менее милые домики в центре Варшавы. О дорогах и придорожном сервисе молчу – это особенность не Польши, а Европы в целом.
Что не понравилось: 1) стойкий языковой барьер, люди не говорят по-английски вообще; 2) замуты с национальной валютой – это реально неудобно.
Автобус уже вскоре проезжает какой-то пост, за которым начинается Германия.
Фото: Анастасия Буйлова, текст: Илья Шувалов, март 2011