Автобусный тур Брест-Варшава-Берлин-Брюссель-Париж. Часть 17 – выводы и итоги
Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6 Часть7 Часть8 Часть9 Часть10 Часть11 Часть12 Часть13 Часть14 Часть15 Часть16 Часть17
Я обратил внимание, что очень многие, кто пишет отчет или отзыв об автобусном туре (да и о любом другом туре) переплетают вместе впечатления о совершенно разных вещах: о непосредственно автобусном туре, о туроператоре, который тур организовывал, и о самой Европе и достопримечательностях. В итоге получается поток мыслей вроде: мы ужасно не выспались, но утренний Брюссель был великолепен; отель был маленький и далеко от города, зато Эйфелева башня была бесподобна; гид завышал цены на входные билеты, но полученные впечатления их с лихвой окупали.
Как вы уже поняли, у меня осталось весьма негативное впечатление от автобусного тура, как способа организации своего отдыха. Может быть, поездка оправдана в случае первого путешествия в Европу (как это было в нашем случае): сидя дома, кажется, что там всё очень сложно и запутанно, но на самом деле все оказывается довольно просто. Также автобусные туры могут быть интересны для особо любознательных и неприхотливых людей, которые не хотят организовывать свой отдых самостоятельно, а предпочитают ходить за ручку с гидом. Лично мое мнение – ехать в Европу надо самим!
Правда об автобусных турах
Начнем с плюсов – они очевидны и турагенты всегда делают на них упор: за относительно короткое время можно посетить множество интересных мест при этом очень недорого (если такой же маршрут прокладывать, перемещаясь на самолетах, будет, очевидно, дороже).
Минусы менее очевидны, зато их больше. Главный минус – это то, что всегда и везде необходимо помнить об автобусе и ощущать незримую нить, связывающую вас. Отделился от группы на час, два или полдня – необходимо в назначенное время быть в нужном месте. Впрочем, и идеальная пунктуальность не спасает – вспомните, как нас забыли в предпоследний день в Париже.
При коротких остановках (менее часа) удается погулять только в окрестностях автобуса. С учетом того, что возвращались мы за несколько минут, а затем ещё ожидали опаздывающих, накапливалось огромное количество времени, которое мы просто сидели в автобусе. Свободного времени в автобусном туре очень мало.
Ещё одно немаловажное неудобство – это ночные переезды, спать в автобусе совершенно невозможно, это издевательство над организмом. В остальном каких-то проблем, связанных с перемещением в автобусе не было, каждые три часа – остановки в туалет, часовые остановки для того чтобы покушать или купить продуктов, остановки до и после ночного переезда.
Наши туроператоры: «Петротур сервис» и «Lekier»
Организовывали все это мероприятие под названием «автобусный тур» две компании. Первая – российская, «Петротур сервис», задачей которой было получить для нас визу (при этом до последнего дня держать в неведении о результатах подачи документов) и купить нам билеты на поезд до Бреста, накрутив за свои услуги порядка 30%.
Уже в Бресте нас встречает представитель польской (или французской, я так и не понял) компании «Lekier», которая занимается непосредственно организацией тура: подбором автобуса и гида, разработкой маршрута. Глубинный анализ их работы делать не буду – нет возможности сравнить с работой других туроператоров по данному направлению, но вот несколько ярких и явных минусов отмечу.
Первый – это абсолютно непонятная политика ценообразования на дополнительные услуги. Все экскурсии и входные билеты продаются с накруткой (гид утверждала, что это за трансфер, но те, кто не заказывал экскурсию, также ехали со всеми в автобусе, но бесплатно). Цены на обеды и ужины завышались в 1.5-2 раза, при этом качество еды порой оставляло желать лучше. Повторюсь ещё раз – если вдруг и пришлось поехать в автобусный тур, большинство экскурсий и обедов лучше покупать себе самостоятельно.
Впечатления о Европе
А вот второго симптома, который проявляется у всех, кто побывал в развитых странах, нам избежать не удалось – мы были буквально очарованы Европой. И дело даже не в чудесной архитектуре или каких-то уникальных достопримечательностях, а в самой европейской атмосфере.
Если в России очень часто не покидает ощущение сопротивления, вечной борьбы с окружающим пространством (кто-то борется с правительством, кто-то с теткой из ЖЭК, кто-то ругается на неуступившего дорогу водителя или медленно работающую продавщицу), то в Европе ощущение совершенно противоположное. Здесь всё сделано для людей и это проявляется буквально во всем.
Для пешеходов множество переходов со светофорами, для водителей – отличные дороги, парковки и удобные светофоры (дублирующий светофор не на противоположной стороне перекрестка, а чуть ниже основного – на уровне глаз водителя). Для тех, кто перемещается на общественном транспорте, – обширная сеть метро и другого транспорта, удобные автоматы для покупки билетов и множество информационных табло. Для велосипедистов – специальные дорожки и стояночные места.
Города располагают к тому, чтобы в них не только выживать, но и наслаждаться жизнью – множество парков, стоящие кругом лавочки (целые), указатели и карты, которые помогают сориентироваться, практически отсутствуют огромные рекламные щиты и пачки висящих проводов.
На службе у людей задействованы различные механические приспособления, в большинстве своем довольно-таки нехитрые. Я уже упоминал о движущихся дорожках в Диснейленде – утром они едут к входу, а вечером меняют свое направление на противоположное. Такие же дорожки существуют и в метро, там, где продолжительные подземные переходы. В двухэтажном гипермаркете Monoprix помимо обычных лестниц и эскалаторов для людей существует специальный эскалатор для тележек. Поразил туалет в «Монте-Карло» – на сиденье надевается специальная целлофановая насадка. Она сменная, по нажатию кнопки старая уезжает и на её место приезжает новая – можно не бояться испачкать свою пятую точку. Кстати о туалетах – большинство из них в Европе бесплатны и их тут три типа: для девочек, мальчиков и инвалидов.
А люди ценят все эти удобства. Поразил представительный мужчина в Брюсселе, вышедший погулять со своей собакой на центральную площадь. Песик не удержался и сделал своё собачье дело прямо на мостовую, мужчина без тени брезгливости попросил у продавца, стоящего неподалеку, два целлофановых пакета и исправил это недоразумение.
Вообще сложно представить себе недовольного, агрессивного или хамящего европейца – всё пронизано идей взаимного уважения друг к другу и наслаждения окружающей жизнью.
Финансовые вопросы: расходы и цены
Переходим к одному из самых важных вопросов, который так часто влияет на наши планы по части отдыха.
Сама путевка обошлась нам в 36578 рублей (здесь и далее – общая стоимость за двоих).
Билеты до Москвы и обратно – 5476.2 рубля (туда – на поезде в купе, обратно – на автобусе).
В Москве на транспорт и еду было потрачено 1480 рублей (были там сутки, много ездили и кушали).
В Европе в общей сложности было израсходовано 529 евро, из них:
- 190 евро – на еду
- 149 евро – на сувениры и экскурсии
- 144 евро – на одежду и шопинг
- 18 евро – транспорт
При желании любую из статей расходов можно с легкостью сократить. Каждый из пунктов я уже расписывал довольно подробно, подведем краткие итоги.
Еда. Самая дорогая еда была в Париже – 25 евро за обед на двоих, самая дешевая – в Польше, можно было уложиться в 10-12 евро на двоих. Можно сэкономить – кушать в Макдональдсе (биг мак – 3-4 евро даже в Париже), либо закупаться в супермаркетах.
Сувениры и экскурсии. В целом, цены на магниты, статуэтки и другие сувениры вполне доступны. Самые затратная покупка – это комплекс из 10 упаковок Брюссельского шоколада (29.9 евро), за экскурсии мы отдали не так уж и много – 53 евро, мы не делали большой упор на музеи и другие платные услуги.
Одежда и шопинг. Очень сложно удержаться от покупок, когда вокруг столько всего, да ещё и по очень доступным ценам! Прикупили себе одежды, ждем весну, чтобы начать носить.
Транспорт. На транспорт у нас расходы были минимальны – один раз прокатились на берлинском автобусе и несколько раз на парижском метро. При более интенсивных движениях расходы бы сильно возросли, транспорт в Европе очень дорог (около 2 евро за одну поездку).
Рубли на евро следует обменять ещё в России, иначе будет очень сложно найти обменник. Практически во всех европейских странах евро, за исключением Польши – там злотые. Приблизительный курс 1 евро = 4 злотых.
Деньги я поделил примерно на две части – одну взял наличкой, вторую положил на банковскую карту (Альфа-банк, Visa Classic, дебетовая, счет в евро). Практика показала, что это очень удобно – в большинстве магазинов я расплачивался картой, в маленьких ларьках и магазинчиках – наличкой.
Сотовая связь
У меня Билайн, в каждой стране оператор менялся на другой (Беларусь – VELCOM, Польша – Orange, Германия – 02–de, Бельгия – Proximus, Франция – Orange F). Одна смс в Россию стоит около 20 рублей, минут разговора – около 40 рублей.
Если очень необходимо держать связь с родными и друзьями, на помощь приходит Skype – одна минута разговора стоит около 12 евроцентов, WiFi в Париже очень распространен.
Языки и языковой барьер
Не стоит наивно полагать, что английский – это международный язык и везде и всюду на нем говорят. Попробуйте поговорить по-английски на улицах России – в большинстве неанглоязычных стран результат будет такой же. Жирный плюс можно поставить только немцам – среди них очень многие говорят по-английски. В туристических местах Польши спасает знание русского языка – они отчасти ориентированы на русских туристов.
Хуже всего в Париже – там говорят только по-французски! В пользу разговорников я не верю – даже если удастся выразить свои мысли по-французски, как понять то, что отбарабанят вам в ответ?
Вывод прост – при серьезном планировании поездки, стоит хотя бы немного овладеть языком той страны, которую планируется посетить, чтобы в полной мере наслаждаться её особенностям и аутентичностью.
Поеду ли я снова в Европу? Несомненно, да. Будет ли это автобусный тур? Определенно, нет.
Фото: Анастасия Буйлова, текст: Илья Шувалов, март 2011