Автобусный тур Брест-Варшава-Берлин-Брюссель-Париж. Часть 15 – впечатления о Париже
Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6 Часть7 Часть8 Часть9 Часть10 Часть11 Часть12 Часть13 Часть14 Часть15 Часть16 Часть17
Утром сдаем ключи от номера и покидаем отель. Однако уже в автобусе выясняем, что два отсутствующих друга-алкоголика забыли, что мы сегодня выезжаем и уже утром в спешке стали собирать вещи. Но и после нашего 15-ти минутного ожидания толстяки не спешат в автобус, один из них, выйдя из отеля, закуривает – как же не покурив отправляться в путь? Как я уже упоминал, это одна из особенностей автобусных туров – группа всегда ориентируется на самого отстающего и вечно опаздывающего.
Автобус держит путь в Диснейленд, постояв немного в пробке, примерно через час приезжаем. Входной билет в Диснейленд стоит около 45 евро, у гида, разумеется, на 10 евро дороже. Около половины группы отправляется в парк, другая половина предоставлена сама себе – можно отправиться на скоростном метро либо в Париж (порядка 6 евро с человека в одну сторону), либо в торговый центр, находящийся через одну станцию (1.65 евро с человека в одну сторону). В любом случае, вход в Диснейленд и вход в метро находятся в одном месте, поэтому мы вместе во всей группой запрыгиваем на движущуюся дорожку, идущую параллельно пешеходному тротуару.
Метро и скоростное метро (RER) в Париже
После первого взгляда на схему парижского метро охватывает ужас – как можно разобраться в этом хитросплетении линий всех возможных цветов? Однако человек, пользовавшийся метро в каком-либо крупном городе, при желании сможет здесь сориентироваться.
Первое, что следует понять – это то, что метро и скоростное метро (RER) – это совершенно разные системы, хотя и изображаемые на одной схеме. У них разные билеты, разные входы, разные пути и поезда. У них и разное обозначение на схеме: метро обозначает цифрами, а RER – буквами, входы обозначаются буквами M и RER соответственно. Но главное различие, разумеется, в их функциях: метро ходит по городу, лишь несколько конечных станций каждой ветви выходит за пределы кольцевой дороги, а RER наоборот ориентирован на пригороды, аэропорты и т.п. – в городе RER делает остановки намного реже, чем метро. Переходы между различными линиями метро совершаются так же, как и у нас, я обратил только внимание на то, что переход обозначается не названием станции, а названием линии в виде начальная станция – конечная станция. Сами вагоны схожи с нашими, но на некоторых, чтобы выйти, нужно поднять ручку вверх, иначе дверь не откроется. Продавцов в метро, к счастью, не встречали, а вот попрошайку с колонкой и баяном видели.
Несмотря на то, что Париж сам по себе небольшой город, станций метро здесь огромное количество. Однако нам показалось, что порой устроено оно не самым удобным образом. Например, когда мы ехали от Монпарнаса к Эйфелевой башни, спустившись в метро, мы очень долго шли до станции на 6 линии. Немного проехавшись, быстро выходим на поверхность, но до Эйфелевой башни снова приходится идти около 10 минут.
Возможно, нам просто не повезло, во второй раз, когда мы ехали из Дефанса к Дворцу Шайо, мы избежали длительных прогулок по переходам в метро – мы просто быстро и удобно переместились из одной точки в другую. Практически все станции за редким исключением подземные, само метро тоже чаще ходит под, чем над землей.
Стоимость проезда на метро – 1.7 евро, на RER гораздо выше и зависит от длительности поездки, стоимость может доходить до 7 евро и выше. При этом не получится обмануть систему, купив билет на одну станцию, а выйдя через три – на выходе из RER необходимо снова предъявить билет, чтобы благополучно выйти на поверхность.
К счастью, чтобы купить билет в метро или RER не нужно стоять в очереди к кассе, а затем на ломаном французском объяснять кассиру, что именно необходимо. Перед входом на станцию стоят аппараты, в которых можно купить билеты как на метро и RER, так и на любой другой вид транспорта. Разобраться с ним можно либо интуитивно, либо посмотрев, как пользуются им французы – нужно выбрать вид транспорта и число поездок, а для RER ещё и начальную и конечную станции вашей поездки. Различные автоматы принимают монеты, бумажные купюры и пластиковые карты (мою дебетную карту почему-то ни один из автоматов не захотел принять). Чаще всего встречаются автоматы с приемом только монет – поэтому, если собираетесь перемещаться на метро, имейте несколько звонких денег в запасе. Кстати, автоматы выдают сдачу и поддерживают несколько европейских языков.
Другими видами общественного транспортами нам пользоваться не пришлось, зато мы понаблюдали за транспортной жизнью города в принципе.
Транспорт в Париже и парижская парковка
Я почему-то считал, что парижане ратуют за чистоту воздуха и все здесь уже давно пересели с машин на велосипеды. Но на самом деле всё не так – здесь полно машин, большинство из которых французского или немецкого производства. Часто встречаются и маленькие Smart, которые так привлекли наше внимание ещё в Берлине.
Здесь много мотоциклов и скутеров. Для них даже существуют отдельные стоянки, отмеченные специальным знаком.
Отдельное слово стоит сказать про велосипеды – именно в Париже руководство города впервые в мире решило целенаправленно развивать перемещение по городу с помощью общественных велосипедов. Здесь развита сеть велосипедных стоянок – взяв велосипед на любой из них, можно вернуть его на любом другом оборудованном месте. Первые полчаса бесплатны, а вот вторые уже делают поездку на метро гораздо более выгодной.
Удивительно, как такой транспортный поток упорядочивают и систематизируют: ведь у каждого вида транспорта свои полосы для движения и свои места для парковки. Кстати, о парижской парковке стоит рассказать отдельно.
Парижане очень легко относятся к возможный повреждениям своей машины – ведь на то они бамперы и кузов, чтобы царапаться и мяться. Парковки впритык очень распространены, точно также как и способ выезжать со своего места, предварительно раздвинув бампером соседей.
Я наблюдал парковку вживую: водитель сдавал к обочине назад, точно так же, как учат в наших автошколах. Но если у нас за столкновение сзади со столбом ставят незачет, в Париже, видимо, такое не принято. Толкнув бампером машину, стоящую сзади, водитель, как ни в чем не бывало, вышел из автомобиля и направился по своим делам.
Неудивительно, что с побитыми бамперами и помятыми номерами здесь ездят все – от старых Рено до новеньких БМВ.
Мы тем временем направляемся в торговый комплекс Val d'Europe, находящий, как я уже говорил, через одну станцию от Диснейленда. Удивило, что гид с трудом сориентировалась, как купить билет в автомате, хотя, видимо, она очень редко пользуется здесь общественным транспортом.
Торговый комплекс огромен – здесь множество магазинов самых различных брендов и марок, Ашан и обширная ресторанная зона. Мы ещё не голодны, поэтому первым делом направляемся по магазинам одежды.
Шопинг и магазины одежды в Париже
Париж – столица мод и здесь можно найти одежды от самых известных брендов. Цены на дизайнерскую одежду тоже впечатляют, хотя, скорей всего, ниже, чем у нас. Ну а те, кого устроят обычные, непафосные марки, найдут здесь очень доступную одежду: футболки за 5-10 евро, джинсы за 20-40 евро (отдельные модели продаются и дешевле).
Я уже упоминал, что мы купили мне в Париже куртку за 10 евро. Этот день был более плодотворным: я стал обладателем рубашки за 15 евро и штанов за 25, а Настя – замечательного платья за 18 евро и ещё чего-то из магазина косметики.
Обедам мы здесь же, в торговом центре, в одном из ресторанчиков самообслуживания. Общий счет на двоих – 25 евро, примерно столько же, сколько и в «Монте-Карло». Затем заходим в Ашан (Auchan), чтобы прикупить что-нибудь в дорогу. Вообще о еде и продуктовых магазинах Парижа стоит рассказать отдельно.
Еда, продукты и супермаркеты в Париже
Итак, если питаться в кафе (мы обычно так ели раз в день), то можно при желании укладываться в 25 евро на двоих, при этом кушая вкусно и сытно. Где находится верхняя граница сложно представить, думаю, что в хорошем ресторане счет может составить 30-50 евро с человека и выше.
С учетом того, что завтракали мы в отеле, необходимо было что-то придумывать на ужин. Можно либо снова сходить в ресторанчик, либо, сэкономив, прикупить продукты в супермаркете или гипермаркете.
Мы обнаружили в Париже три сети и в каждом магазинчике побывали по разу. Мы были в Carrefour (кстати, он был замечен и в Польше), в Monoprix (помимо еды, там ещё и другие товары), и в Auchan (в наших Ашанах я не был, но думаю, что принцип тот же). Этого мимолетного опыта, конечно, мало, чтобы сравнить цены и увидеть какие-то различия между ними. Зато были замечены сходства: там не играет фоном радио или реклама, столь надоедливые у нас, и каждый шаг не контролируется охранником, исподлобья косящимся на каждого покупателя в наших магазинах. В Ашане поразили кассы самообслуживания – человек сам пробивал свои товары и расплачивался, представить что-то подобное в России практически нереально.
Есть и минусы – цены на большинство продуктов значительно выше наших. Однако если не быть принципиальным в выборе еды, всегда можно найти товары, которые по сравнению с остальным выглядят недорого.
Например, за 1.7-2.5 евро можно купить упаковку из 6 шоколадных батончиков (Twix, Kit Kat или другие). За 2 евро можно стать обладателем полукилограмма клубники. Относительно недорога Nutella – 1.85 евро за 220грамовую упаковку, 370 грамма клубничного джема стоили 1.16 евро. Приятной находкой стала упаковка салата (что-то типа нашего оливье) – 1.1 евро за полкило. Хлеб – от 1 евро и выше. Соки – 1.5-2 евро за упаковку, дорого, но они и гораздо вкусней наших.
Отдельно стоит сказать про сыры и колбасы – здесь их великое множество самых разнообразных видов и цен, в Ашане под сыры была выделена отдельная громадная витрина. Вино тоже отличается разнообразием и выбором, цены значительно ниже наших: за 5 евро мы покупаем две бутылки вина 2006 года, у нас каждая из них стоила бы минимум 400р.
У нас ещё остается около полутора часа, прежде чем будет необходимо отправляться обратно. В одном из мест торгового комплекса полукругом стоят удобные кресла, а в центре – пианино, каждый желающий может подойти и исполнить что-нибудь для окружающих людей.
Именно здесь как нигде почувствовалась атмосфера Европы – спокойное, умиротворенное состояние, окружающее нас дружелюбие и уверенность в своей жизни. Вообще европейцы поражают своей жизнерадостностью – даже уборщица с явным удовольствием выполняла свою работу, перемещаясь на какой-то специальной машине и убирая мусор.
Общее впечатление о Париже
Начну с минусов – здесь дорогой транспорт и еда, но это особенность всей Европы. Есть и минусы, которые были замечены только у Парижа. Это, в первую очередь, афрофранцузы и арабы, которые через несколько дней уже начали раздражать и бесить. О различных жуликах тоже было сказано много. Есть в Париже и попрошайки, большинство из них с какими-то домашними животными, хотя и есть сеть однотипных бабушек, расставленных в разных местах.
Удивительно, но в некоторых местах очень грязно – кучи мусора лежат даже на мосту через Сену рядом с Эйфелевой башней, встречаются и в других местах. Много транспорта, машин и мотоциклов, но в отличие от Москвы, они хотя бы ездят, а не стоят на месте.
Французы совершенно не говорят по-английски, за всё время пребывания в Париже нам встретилась буквально пара человек, с которым как-то удалось пообщаться. Но это минус скорее нам – надо было учить французский.
Ну а как же плюсы? Их тоже немало. Первый, который бросился в глаза, – это чудесный климат, в начале марта здесь уже весна и +10. Порадовали цены на одежду.
Множество достопримечательностей и сама атмосфера города всех влюбленных тоже очаровывают и манят к себе. Да и сами люди, их отношение, их образ жизни и всё, что окружает, располагает к себе.
Но, по правде сказать, хоть Париж и великолепен, Берлин мне приглянулся больше. Но, как известно, на вкус и цвет товарищей нет.
В задумчивости возвращаемся к автобусу, узнаем впечатления товарищей по туру о Диснейленде. Дожидаемся всех и покидаем Париж – у нас впереди почти трое суток дороги домой.
Фото: Анастасия Буйлова, текст: Илья Шувалов, март 2011