Главная страница   Туризм и активный отдых

Отдых в Адыгее – часть 10 – Лаго-Наки и Азиш-Тау

Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6 Часть7 Часть8 Часть9 Часть10 Часть11 Часть12 Часть13

<<Предыдущая часть

В предыдущий день, утомленные каньонингом, мы уснули очень рано. Ночью мне приснилось, что я ловко перебираю руками веревку, преодолевая невероятно сложный участок. Проснувшись, обнаруживаю, что в роли веревки выступило одеяло, которое я полностью перетянул на свою сторону.

На сегодня у нас был запланирован треккинг по плато Лаго-Наки и кейвинг в некоторые пещеры. После завтракинга и сборинга мы выезжаем с базы.

Помимо туристов в машину сел Сергей (хозяин базы) со своими друзьями – судя по наличию веревки и обилию оборудования, им предстояло сегодня весьма нелегкое испытание. Таким образом, в Дефендер каким-то чудом поместилось 11 человек (включая Славу-водителя) и ещё огромное количество вещей. Разумеется, было немного тесновато, поэтому, когда мы высадили Сергея с компанией, нам стало немного комфортней.

К моему удивлению, Александр вышел из машины и отправился вместе с ними. Сначала я подумал, что он просто ошибся, но выяснилось, что ошибки нет, просто он посчитал нас недостаточно подготовленными, чтобы отправиться в поход вместе с ним. Было бы неудивительно услышать такое от матерого туриста, но Александр, который выбрал экскурсионный, а не активный тур, и предпочитал движению спокойный отдых на базе, не производил впечатления заядлого походника.

Впрочем, мы ничуть не огорчились его отсутствию. Таким образом, оставшаяся компания содержала 6 человек: Володя, наш сегодняшний инструктор, мы с Настей, Андрей с Алиной и девочка Настя. Володя сильно отличался от Бориса, как возрастом, так и способом вести группу. Он нам сразу признался, что он не экскурсовод, а скорее проводник или гид. Лично я не особо люблю экскурсоводов, бубнящих заученные из путеводителя тексты, поэтому с удовольствием воспринял эту новость, тем более, что Володя рассказывал много интересного об этих местах, в том числе основываясь на своём опыте работы в МЧС.

Кстати, первую остановку мы сделали именно у отделения МЧС, откуда начали подъем наверх. Володя сразу же обратил наше внимание на блестящие осколки под ногами – это не разбитое стекло, а маленькие кусочки горного хрусталя.

вышка МЧС

В этих местах существуют горнолыжные трассы для начинающих, а мы поднимались как раз вдоль трассы подъемника, который, разумеется, летом не работал. Вообще, хотя мы ехали от базы меньше часа, благодаря подъему наверх климат и погода значительно поменялись. Здесь, в предгорьях значительно прохладней (нам пришлось надеть свитера или куртки) и уже чувствуется дыхание осени. Как сказал Володя, скоро, возможно, уже выпадет первый снег.

Здесь много растительности, которой нет ниже. Например, пихта.

пихта

Растет чабрец, его добавляют в чай. А синие цветы прямо под ногами – это некоторое растение, помогающее от всех недугов.

синие цветы

Помимо этого в лесах встречается смородина и барбарис.

куст с ягодами

ягоды

Под ногами огромное количество грибов, некоторых из них растут на деревьях.

грибы на дереве

Другие деревья местом своего обитания выбрал интересный мох.

мох на дереве

Как рассказал Володя, в лесах обитает много зверей, в том числе хищных: лисы, волки, рыси и даже медведи. К сожалению (а может и к счастью), за время прогулки мы так никого и не встретили.

За разговорами мы быстро поднялись наверх и вышли на смотровую точку, откуда открывается отличный вид в обе стороны.

вид с Азиш-Тау

Географически мы находились на хребте Азиш-Тау. Вокруг горы, внизу виднеется река Белая и село Хамышки.

вид на Хамышки с Азиш-Тау

Проходим немного поверху и выходим на полянку, оборудованную для пикника – здесь поставлены стол и лавочки. Как объяснил Володя, здесь горнолыжники отдыхают между спусками. Можно было бы пообедать, но было ещё рано и мы продолжили путь.

вид

наша команда

Вскоре выходим на ещё одну смотровую площадку.

вид со смотровой площадки

снежник

Прямо под нами находится пещера Озерная, куда мы аккуратно и спускаемся по тропинке рядом с отвесным склоном. Кстати, от входа в пещеру тоже открывается отличный вид на окрестности. Оставив у входа неудобные рюкзаки, проходим вовнутрь.

пещера Озерная

Сама пещера не очень большая и протяженная, но поражает количеством сталактитов и сталагмитов. К сожалению, большая часть из них отломана туристами, поэтому повсюду торчат обрубки, немного похожие на зубы.

пещера

В отличие от Большой Азишской пещера Озерная не оборудована, местами тесноватая – некоторые места нам приходилось проходить по одному. В итоге мы дошли до того места, где пещера закончилась узким лазом и решили, что далее уже начинается экстрим.

озерная

озерная пещера

Выйдя из пещеры, мы поднялись обратно наверх, передохнули и стали спускаться, но уже с другой стороны – по направлению к дороге. Наш спуск также проходил вдоль линии подъемника, но уже второй, предназначенной для более искусных горнолыжников.

Инфраструктура в этих краях развита, конечно, не так сильно, как в признанных горнолыжных курортах: пару гостиниц мы проехали по пути сюда, ещё одну увидели во время спуска вниз. Цены различные – от вполне адекватных до высоких, частично представлен эконом-класс.

Интересной особенностью является то, что здесь не только нет водопровода (как в Каменномостском и других поселках), но даже электричества! Вся электроэнергия вырабатывается с помощью дизельных генераторов.

Ещё на спуске к дороге мы заметили ожидавшего нас Славу, поэтому, не медля, загрузились в машину и отправились на следующее место, которое находилось не так уж далеко. Это смотровая точка, откуда открывается отличный вид на плато Лаго-Наки.

Видно, что это действительно плато – перед нами раскинулась огромная, практически ровная территория с небольшими понижениями и повышениями.

смотровая на Лаго-Наки

Лаго-Наки

На горизонте виднеются горы, на некоторых из них находится снег. Для меня это был полный шок – увидеть снег летом!

снежник

Ещё одно место, которое меня заинтересовало – это практически идеальный, коричневый круг посреди ровной поверхности.

коричневое озеро

Полюбовавшись на плато Лаго-Наки сверху, мы начали путь к нему. Ещё наверху стало понятно, что нам предстоит долгий и длинный спуск вниз. Но задача оказалась не такая уж сложная, аккуратно ступая между стволами и корнями деревьев, примерно через 20 минут мы оказались внизу и вышли к небольшой реке Курджипс.

спуск вниз

Наш путь пролегал далее, поэтому мы разулись и приготовились переходить реку вброд.

подготовка к переправке

Вступив в реку, мы обнаружили, что вода не просто холодная, а жутко ледяная (порядка 4-6 градусов). Может быть, в жаркий летний день это добавило бы определенных положительных эмоций, но сегодня мы явно не были готовы к подобному. Вода буквально сковывала все движения, но замедляться тоже ни в коем случае нельзя.

После такого сурового испытания срочно был необходим отдых и перекус. Поэтому мы побросали вещи, достали ланч-боксы, а Володя вынул из недр рюкзака походную газовую плитку.

отдых

Воду Володя набрал прямо из реки, черный чай был с собой, а особую пикантность добавили собранный во время прогулки по Азиш-Тау растения: чабрец, шиповник и смородина.

Володя делает чай

Подкрепившись и отдохнув, продолжаем наш путь – теперь нам необходимо снова немного подняться наверх. По пути обращаем внимание на живописный, падающий многочисленными водопадиками ручей.

ручей с водопадами

Вскоре выходим на открытую площадку и первым делом охватываем взглядом тот путь, который мы проделали: с самого вверх через лес вниз к ручью и потом снова наверх.

наш путь

По сравнению с проделанным путем плато действительно выглядит не таким уж рельефным.

плато Лаго-Наки

Далеко-далеко виднеется силуэт Дефендера и Славы. Машем рукой, привлекая его внимание, но так и не поняли, увидел ли он нас.

Дефендер и Слава

Осматриваем окрестности – в первую очередь таинственный коричневый круг, который привлек моё внимание. Оказалось всё просто – это обычный провал в поверхности земли, который заполнился мутной, коричневой водой.

коричневое озеро

Рядом находится подобный провал, только сухой. Собственно это для меня так и осталось загадкой, почему вода скопилась в одном, далеко не самом низком месте.

провал

Рядом находится пещера Овечья, названная так, видимо, потому что там вполне может укрыться целая отара овец.

пещера Овечья

в пещере Овечьей

Она не такая тесная, как пещера Озерная – начинается она широким входом и начинает постепенно сужаться, заканчиваясь нешироким выходом на поверхность.

выход из Овечьей

Далее мы ещё немного погуляли по окрестностям. В планах было посещение неких водопадов, но дороги до них обнаружено не было, а продираться сквозь заросли колючек желания тоже не возникло. Зато встретились крокус, как я понимаю, этот цветок – один из предвестников скорого похолодания.

крокус

Обратный путь был несколько сложней. Во-первых, подъем наверх сам по себе тяжелее спуска, а во-вторых, на этот раз переправа была менее успешной. Кто-то переходил ручей как и в прошлый раз; я, взяв с собой камень, бросил его в воду в середине реки, образовав небольшой островок, на котором можно было передохнуть. Тем не менее, один из членов нашей группы, не удержавшись на скользком камне, на мгновение присел в ледяную воду. Поэтому, чтобы не замерзнуть, наверх мы поднимались в ускоренном темпе.

Наверху мы встретили Славу в компании загадочного персонажа, похожего на одичавшего отшельника, ушедшего в горы. По крайней мере, несмотря на не самый презентабельный внешний вид, он говорил весьма связно и адекватно.

Поскольку на базу возвращаться ещё рано, решаем заехать ещё в пару интересных мест по дороге. Первое из них – это сувенирный торговый ряд. Выбор очень большой на любой вкус, цены не самые бюджетные, но вполне адекватные. Магниты – около 100 р., за 50р. можно купить брелок, упаковка чая из трав будет стоить в пределах 100-200р. в зависимости от сбора и размера упаковки. Мы ещё взяли в качестве деликатеса варенье из шишек за 150р. Самые дорогие сувениры – это различные украшения и поделки из аммонитов и цветных камней.

Заезжаем на смотровую «Сибирь», названную так видимо в честь расположенных рядом одноименных гостиницы-турбазы и кафе. Открывается шикарный вид.

вид со смотровой Сибирь

Для ВИП-гостей кафе существует стол на отдельной площадке, нависающей над пропастью.

беседка над пропастью

Для обычных гостей тоже существует специальная площадка для фотографирования.

Настя

На следующей смотровой вид примерно такой же, только немного с другой стороны.

вид на горы

Рядом расположен небольшой конный двор, навстречу нам выбежала огромная, но добродушная собака.

конь

собака

Дефендер

я в Дефендере

Вернувшись на базу, мы обнаруживаем, что Сергей, Александр и остальные участники горной прогулки до сих пор не вернулись. Не пришли они ни к ужину, ни после, особых волнения добавляло то, что телефоны не отвечали, а между тем уже наступила ночь.

Но всё разрешилось благополучно – поздно вечером, когда мы уже практически заснули, во дворе раздался шум дизельного двигателя и началось движение – ребята вернулись целые и невредимые.

Продолжение>>

Фото: Анастасия Буйлова, Илья Шувалов, текст: Илья Шувалов, август-сентябрь 2012

Ваше имя или ник

*Защита от спама: введите или скопируйте адрес нашего сайта