Главная страница   Туризм и активный отдых

Отдых в Адыгее – часть 3 – Водопады Руфабго

Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6 Часть7 Часть8 Часть9 Часть10 Часть11 Часть12 Часть13

<<Предыдущая часть

Загрузившись вчетвером в УАЗик, мы выехали с базы по направлению к водопадам Руфабго. Выехав на юг от поселка Каменномостский к месту, называемому Турецким базаром, мы проехали ещё немного вперед. Дальше начинается трасса для любителей джиппинга – глубокая колея, которую с трудом можно назвать дорогой, петляя между деревьями, постепенно поднимается в гору. Слава, наш водитель, проштурмовал несколько сложных участков на пониженной передаче и найдя место, где можно развернуться, высадил нас.

Дальше пролегал наш пеший маршрут. Нас сопровождал Борис – человек советской закалки, в своё время исходивший множество троп Кавказа, а сейчас переехавший в Адыгею проводник-гид.

Река Белая находится в глубоком каньоне, имеющем несколько ступеней, по которым и проложены туристические маршруты. Изначально мы, поднявшись ещё выше, вышли на одну из верхних ступеней и продолжили движение по ней. Отсюда открываются потрясающие виды на Белую и её каньон, напротив – хребет Уна-Коз.

хребет Уна-Коз

река Белая

Мостик внизу – это платный мост к водопадам Руфабго, наиболее удобный способ попасть на них.

мост на водопады Руфабго

Но мы не ищем легких путей, поэтому продолжаем свой путь.

треккинг

Тем более что по пути мы встречаем множество интересных объектов, например, пещера Сквозная.

пещера Сквозная

Другое место, где мы сделали остановку – гроты.

гроты над Руфабго

Но время легких пеших прогулок закончилось, и мы стали спускаться вниз. Сначала это была обычная тропинка под небольшим уклоном, но постепенно угол становился всё больше и в одном из мест Борис достал веревки. Начался небольшой экстрим: Борис привязывал веревку к дереву, затем мы по очереди аккуратно спускались вниз, перебирая руками по веревке.

Последний этап был самый сложный, однако впереди уже виднелась обустроенная тропа с мелькающими людьми, что немного придавало нам сил. В итоге мы спустились к реке Руфабго между первым и вторым водопадами. Далее мы осмотрели второй, третий и четвертый водопады, а затем вернулись к первому. Однако чтобы соблюсти логический порядок я расскажу о водопадах в порядке их следования по стандартному туристическому маршруту.

оборудованная тропа на водопадах Руфабго

ручей Руфабго

Водопад №1, падая с высоты, образовал углубление в камне, и появилось небольшое озеро. Здесь у посетителей ещё много сил, многие купаются в чаше, фотографируются и затем двигаются дальше.

водопад Руфабго первый

Второй водопад, Каскадный, меня впечатлил менее всех. Вода падает с нескольких уступов.

водопад Руфабго Каскадный

Третий водопад, Сердце Руфабго, один из самых известных. Пересказывать легенду о Хаджохе и Руфабго я не буду, однако огромный камень действительно немного напоминает сердце.

сердце Руфабго

водопад Сердце Руфабго

Борис проводит нас по кромке обрыва в небольшой грот и до водопада можно буквально дотянуться рукой.

идем к Сердцу Руфабго

в гроте у Сердца Руфабго

водопад Сердце Руфабго вблизи

Обратно выбираемся тем же путем, соблюдая все меры предосторожности.

от Сердца Руфабго

Четвертый водопад называется Девичья коса или Шнурок. Это самый высокий водопад (высота около 15 метров) и один из самых зрелищный.

водопад Девичья коса

Таким образом, мы посетили первые четыре водопада (это программа-минимум для большинства туристов). Хотелось, конечно, пройтись ещё дальше, но поскольку время было ограничено, мы решили постепенно двигаться обратно.

Если к Руфабго мы шли по верхней тропе, то обратно двигались уже по нижней, поближе к берегу реки Белая. Дорога гораздо менее экстремальная, но пара немного сложных участков всё-таки была.

В одном из них необходимо было пройти по узкой тропке, с одной стороны которой отвесная стена, а с другой крутой спуск вниз. На самом деле, я прошел этот участок прежде чем осознал, что там следует быть более осторожным.

Сразу за ним грот «Пронеси, Господи». Как рассказал Борис, во время взрывных работ в Хаджохском карьере на другом берегу Белой с вершины огромного грота сыпались камни, поэтому туристы проходили это место с большой опаской.

грот Пронеси господи

Последнее испытание – глиняные ступени, которые можно легко преодолеть, держась за поручни.

Кстати, во время движения на противоположной стороне каньона мы заметили интересное сооружение – это старинные печи по обжигу извести, ныне частично переделанные под туристический объект.

печи по обжигу извести

В итоге мы вышли к Хаджохской теснине. Таким образом, данная тропа – отличная возможность посетить водопады реки Руфабго, не тратясь на платный мост и получая отличные ощущения от прогулки по лесной тропе. Уже в конце пути нам повстречались несколько женщин не самого туристического вида, которые заинтересовались нашим путем и изъявили желание повторить его лично.

У теснины нас встретил Слава на дефендере (как выяснилось, УАЗик стал себя плохо чувствовать после прогулки по лесу), подбросил сначала до «Магнита», а затем уже на базу. Поужинав и переварив ощущения за прошедший день, мы отправились спать.

Продолжение>>

Фото: Анастасия Буйлова, Илья Шувалов, Алёна Загрядская, Андрей Петров, текст: Илья Шувалов, август-сентябрь 2012

Роман
фото ужасные, все желание ехать отбивают
02.03.2018 в 20:09

Илья Шувалов
Роман, рискнете ходить под водопадами по скользким камням с хорошим профессиональным фотоаппаратам - с удовольствием посмотрю ваш фотоотчет.
03.03.2018 в 14:31

Ваше имя или ник

*Защита от спама: введите или скопируйте адрес нашего сайта