Путешествие в Калмыкию – окончание. О биенале, «Джангаре», калмыцких сказках и о дороге домой
Вступление Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6 Окончание
Дружные всходы новых достопримечательностей
В конце 90-х на зеленых улицах Элисты взошло превеликое количество похожих на большие грибы памятников. Эти боровики, опята и прочие тшемпиньоны появились благодаря скульпторским конкурсам (они же – биеннале) на заданные – степные, калмыцкие, буддийские и шахматные темы.
Когда конкурсанты разъехались, их детища, действительно тшемпиньоны и лауреаты, заняли свои заслуженные места: в парке «Дружба», в новых микрорайонах, в Нью-Васюках ет цетера.
Калмыцкий ходжа Насреддин едет не на осле, а на баране. Зовут этого «ходжу» Кееда, он олицетворяет отмеченные еще Н.Рерихом калмыцко-ойратские смышленость и лукавство.
«Кееда», скульптор Н.Эледжиев:
Болгарский скульптор О.Петков продемонстрировал особое понимание ключевой сцены Библии. Он рассказал о «светлой стороне любви», которая, как ни странно, помещена им в символ греховности.
«Яблоко Адама»:
Литовец Ю.Гиневичус попытался передать состояние игрока, который мечется и борется не только с соперником, но и с неумолимым временем.
«Цейтнот»:
Чуть раньше этих памятников-лауреатов в центре Элисты появилась композиция «Мальчик и дракон». Согласно калмыцким преданиям, когда дракон находится на земле, небо извергает опасные молнии. Взрослым при этом полагается бояться: на то они и взрослые. У детей все по-другому, поэтому смелый калмыцкий мальчик как-то подошел к дракону и спровадил это чудище в небо. Коварные молнии тут же прекратились, и над Калмыкией снова появилось Солнце.
«Мальчик и дракон», скульптор П.Тазаев:
Чуть позже тшемпиньонов в столице Калмыкии появился уже упоминавшийся памятник Кирсану О.Бендеру, выполненный известным скульптором А.Хачатуряном:
В многоярусной ротонде "Пагода семи дней" на площади Ленина установлен любимый элистинцами кюрде (народное имя – барабан), который нужно, молясь, повернуть вокруг оси 108 раз.
Я, не зная буддийских молитв, повернул его лишь трижды, но и этого мне хватило, чтобы рассияться и всерьез, и надолго:
Крутится-вертится красный кюрде –
Добрый, отзывчивый друг-чародей…
Эти песни не задушишь, не убьешь
Сказка – это сон, закованный в слова. Оковы исчезают, если сказку не просто рассказывать, а петь. Как, например, колыбельную. Или как истории из калмыцкого эпоса «Джангар».
Эпос «Джангар» – это 12 песен-снов о волшебных героях (прежде всего – Джангаре) и о дивной стране Бумбе.
Джангар – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович в одном лице, чудо-богатырь, которому степной мир не знал равных. Не знала себе равных и Бумба, где ливни подобны росе, где «неизвестна смерть», и «бессмертны все», где соловьи и жаворонки «ведут хороводы свои», где летом и зимой луга покрыты зеленой травой.
Эпос «Джангар» исполняют тульчи и джангарчи – избранные певцы, чьи песни могут быть настолько близки, насколько близки напевы любящей своего дитя матери.
Джангар нельзя слушать разумом, он создан для чувства. Два семилетних мальчика, повергающих в бегство конное вражеское войско – это сон, который призван давать надежды. Подобных гипербол в Джангаре бессчетное множество. Калмыцкий народ воспринимает их как гимн веры в себя, в свои несметные, скрытые за спокойствием силы.
Но степной эпос – это не только художественные преувеличения, чрезвычайные и страстные события. Это и мудрость, которую олицетворяет Алтан Цеджи, это и словесный дар, воплощенный в Ке Джилгане, это и находчивость, и гражданские идеалы, и гуманистические ценности.
То же и в калмыцких народных сказках, которые делятся на богатырские, волшебные, бытовые, этиологические и сказки о животных…
Помню, какой интерес вызывали эти произведения «основного жанра фольклора», озвучиваемые в ночном эфире волгоградской «Новой Волны» моим одногруппником, разменявшим врачебное будущее на роль низкоголосого рассказчика. Андрей говорил, что во время и после эфира он получал шквал звонков – а иное и предположить трудно.
Калмыцкие сказки своей волшебной составляющей в чем-то схожи с русскими, разве что в калмыцких действующие лица являются на самом деле действующими, а не Емелями и прочими пассивными созерцателями.
Сказки как богатейший источник народной мудрости сейчас переживают этап второго дыхания. «Виной» тому – активное книгоиздание. А в случае с «Джангаром» и калмыцкими сказками – сеть Интернет, где находится качественный и крайне интересный ресурс под названием «Сокровищница калмыцкого народа».
Можно забрать коня, деньги и хлеб, можно забрать свободу, равенство и степь, лишь песни, сказки и… Интернет неистребимы. Проверено веками и современностью. Открывайте. Читайте. Пойте. Ищите свое, да найдете.
В Калмыкии есть почти всё
Путеводителей по Калмыкии, увы, нет. Что там путеводителей – нет даже карты современной Элисты: с Сити-Чессом и новым хурулом (говорят, карту можно добыть в Центральном РОВД – в электронном виде). За последние несколько десятков лет о Калмыкии нет ни одного развернутого «отзыва путешественника» – времена Э.Островского, В.Нефедьева и, тем паче, Джона Белла канули в Лету, а восхитительные заметки А.Эпштейна подробными не назвать. (информация актуальна на 2006 год, в настоящее время в киосках Элисты продается подробная карта города с путеводителем по достопримечательностям Калмыкии – прим. И.Шувалов)
В остальном же в Калмыкии есть все. Здесь есть православие и Казанский кафедральный собор,
Каспийское море и короткий отрезок Волги со знаменитым Цаган Аманом, университет и современные офисы, аэропорт и банки, курорты и психбольницы, промышленность и рабочие кварталы – истинные бронксы, зарождающийся туризм и великолепные парки, прикаспийская нефть и труднодоступный кумыс (его можно купить лишь в паре магазинов и в гостинице «Элиста»), мертвая вода и живой воздух, чистота улиц и пыль степей, здесь есть даже честные гаишники и кладбище, расположенное по адресу г. Элиста, переулок… Спортивный.
Но главное, что есть в Калмыкии – это выцветшие степи и небо, спокойствие… сотни километров спокойствия, и открытое Солнцу и свежему ветру будущее.
Путь домой
Ночная трасса Элиста-Волгоград – просто находка для любителей скорости. Дорога достаточно ровная, попутных, встречных и поперечных совсем мало.
Мы спешим на север, к дому. Путь домой всегда быстрее, чем путь от дома. Ваня спит, а Танюшка и Валера то дремлют, то борются со сном.
Я нещаден к педали газа, потерпи Королла, стерпи. С неба падают звезды-стразы, устремляясь за край степи. Воздух свежий с привкусом влаги залетает в мое окно. Как ужи, бургусты-овраги расползаются вдаль и в ночь…
Что у нас позади? Позади – наша Калмыкия. Мы увозим ее – выгоревшую, нарядную, приветливую – в виде амулетов-впечатлений, чтобы запомнить их, рассмотреть, по возможности изучить, а если понравятся – другим показать.
Понравились. Показали. Ваши мнения?
Фото и текст: Олег Горбунов, 2006
Ева
Мне понравился подробный отчёт о Калмыкии...И всё-таки Лучше самим приехать и убедиться на месте...ведь Жизнь на месте не стоит...и там появилось что-то чего нет в отчётах Олега...Поспешите...время неумолимо бежит вперёд...
01.06.2014 в 02:29