Главная страница   Туризм и активный отдых
 

Путешествие в Калмыкию – часть шестая. О калмыцких красоте, декоративном искусстве и модели Вселенной

Вступление Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6 Окончание

<<Предыдущая часть

Калмыцкая красота

Красота спасет мир, красоту спасет мир, красота и мир спасутся, если будут помогать друг другу, осознавая при этом свои предназначения и естество. Как в просторной и насквозь гармоничной Калмыкии.

У калмыков животные и вещи считаются красивыми, если они соответствуют своему предназначению, своим смыслу и цели. Например, если седло для верховой езды прочное и удобное, его считают красивым. Или если пес – хороший охранник и при этом послушен, его назовут красавцем:

Калмыцкий пес

Красота человеческая – это когда человек естественен, имеет мужество оставаться самим собой в любых обстоятельствах, поступает согласно своим внутренней сути и характеру.

Кроме этого красивым называют человека, если он «с огнем в глазах, с сиянием в лице».

Для калмыков издревле важен именно светоносный аспект красоты. В этом смысле красота – прозрачная светоносная материя в виде льющегося, искрящегося потока лучей. В данном определении трудно не распознать образ неиссякаемого источника тепла и света – Солнца. Не удивительно, что с красотой ассоциирован именно ярко-желтый цвет, а также языки пламени и самый притягательный из металлов – золото. 

Народное декоративное искусство

Калмыцкое декоративное искусство на первый взгляд – скупо и неброско, но на взгляд пристальный – затягивающе разнообразно. Экзотическое разнообразие обусловлено тем, что калмыки, обитая на окраине монголоязычного мира, активно контактировали с народами тюркского, тунгусского, славянского и кавказского происхождения, и поэтому им было откуда черпать нечто значимое и художественное.

Самыми известными произведениями калмыцкого искусства является узорная роспись тканей и предметов быта, например, кисетов. Эта роспись не отличается криптографически сложными орнаментами, для прочтения которых необходим безупречно подготовленный специалист.

Взять, к примеру, такую распространенную и несложную вещь как мандала. Ну что такое мандала? Это всего лишь символический ключ к пониманию какого-либо из ламаистких божеств. А что – незатейливо и со вкусом. Шучу, конечно.

На фото сувенирный кисет с мандалой. Правда, все понятно?

сувенирный кисет с мандалой

Декоративные изделия из дерева на протяжении многих веков для калмыков были исключениями из тканевых правил. Это вызвано тем, что ареалом проживания калмыков является почти безлесая местность. А потому особенно ценными представляются образцы деревянной посуды, шахмат, трубок музыкальных инструментов, сохранившиеся до наших дней. И тем более приятной стала для меня встреча с таким вот предметом:

Калмыцкая игрушка из дерева

Это игрушка, сделанная из дерева и шнурков. Ее украшает символическая надпись на языке «Того бичиг».
Задача игрока – высвободить планку, что с овальными отверстиями, из плена шнурка и колец.

Задача, скажу я вам, не из легких. По крайней наша с Танюшкой освободительская деятельность продолжалась две недели. Зато заслуженная радость от свершения случилась особенно нравоучительной. А вот обратная задача – пленить планку кольцами – была решена за считанные минуты. Как – я нисколечко не понял. Пленившая планку Танюшка, как ни странно, тоже.

Уважаемые специалисты по головоломкам. Для вас, наверное, загадок здесь нет. И как вам с этим живется? Чувствуете твердый комок в горле, ощущаете, как правда ревется на волю? Признайтесь, в чем секрет, и будет вам наше спасибо.

Изготавливает эту игрушку уважаемый элистинский умелец. Притом делает это, в штучном количестве – не для всех. У очаровательных продавщиц головоломки нет. А как же это чудо раздобыть? Открою вам тайну. Надеюсь, вы не на дружеской ноге с калмыцкими налоговиками?

Ура, тогда доношу: нужно прийти на элистинский городской рынок и найти вот эту девушку:

Продавец сувениров

Спросите у нее, озвучив при этом пароль: «я от o_g_o, который с большим фотоаппаратом». И будут вам игрушка, девушкина милая благодарность и красивая, то есть сиятельная улыбка.

Белый старец (Цаган Эбуген)

Белый старец в мифологии монгольских народов – персонаж, являющийся безоговорочно почитаемым ханом.
Считается, что Белый старец родился стариком, так как его мать отказалась дать напиться известным странникам-волшебникам, а потому они в отместку запечатали ее чрево на сто лет. А вот о чем рассказано в одной из буддийских сутр: Будда во время прогулки со своими учениками встретил седобородого старца в белых одеждах, окруженного милыми животными. Поговорив с ним, Будда решил, что перед ним не просто мудрец, а могущественный мудрец. Поэтому ученикам было наказано чтить белого старца и учиться у него любить ближних своих.

У калмыков Белый старец считается покровителем богатства, долголетия, семейного благополучия и счастья. Атрибуты этого покровителя: персиковое дерево, олень, посох и книга судеб.

Костяная фигурка Белого старца – это лучший из доступных калмыцких сувениров:

Костяная фигурка Белого старца

Маска Белого старца – сувенир, увы, практически недоступный. Ее можно увидеть на праздниках или, например, в музее хурула. По канонам лицо белобородого дедули должно быть добродушным. Но калмыки – известные шутники, а потому, полюбуйтесь:

маска Белого старца

Модель Вселенной

Калмыцкая кибитка лишь на зашоренный прозападный взгляд незамысловата и вынужденно функциональна. Судите сами: да что это за архитектура такая – кибиточная? Ее даже как-то неловко с европейскими архитектурными роскошествами связывать. Ну разве что с шедеврами примитивизма – хрущёбами и брежнёбами.

А между тем, с калмыцкой точки зрения, кибитка не только красива и удобна, но и буквально насыщена многоплановой символикой. Притом, одновременно символикой и добуддийской, и буддийской.

В соответствии с добуддийскими представлениями, видимая часть Вселенной – это Верхний и Средний миры, они же – небо и земля. То же и в калмыцком вековечном жилище: верхний круг остова кибитки – это граница между Верхним и Средним мирами.

Жесткая ориентированность кибитки (дверь всегда расположена на южной стороне) позволяет однозначно распределить внутреннее пространство на 12 сегментов, где каждый сегмент имеет свое важное предназначение. А по солнечному лучу, падающему из верхнего дымового отверстия можно легко определить текущее дневное время.

В соответствии с буддийскими представлениями изображение кибитки – это все та же мандала, главная ламаистская икона, кстати, понимаемая как жилище определенного божества. Сама по себе мандала – это диаграмма, передающая при помощи символов строение Вселенной. Кроме этого, она является символическим изображением пантеона ламаистских божеств. Строение Вселенной для ламаистов безупречно красиво, также как безупречно красиво «жилище» Адибудды – изначального божества, создавшего из себя весь мир.

Красота спасет мир, красоту спасет мир… А когда они всматриваются друг в друга, то настолько взаимоотражаются, что становятся неразличимы.

В последней части я расскажу о том, что в Калмыкии всё есть, о скульптурных биеннале, о Джангаре, о калмыцких сказках и о дороге домой.

Продолжение>>

Фото и текст: Олег Горбунов, 2006

Ваше имя или ник

*Защита от спама: введите или скопируйте адрес нашего сайта