Главная страница   Туризм и активный отдых

Майский фототур – день 1

День1 День2 День3 День4 День5 День6 День7

Люблю я работать с фотографами. Они не требуют многочасовых экскурсий с множеством никому не нужной информации и не задают каверзных вопросов. Фотографы – четкие визуалы, именно они, как никто другой, понимают смысл пословицы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Они умеют ценить малейшие проявления прекрасного в окружающем нас мире, будь то закат солнца и лучи, отражающиеся от воды, величаво проплывающий по Волге огромный теплоход или паучок, искусно оплетающий свою жертву. Моей основной задачей становится доставить на место, откуда открываются великолепные виды, накормить завтраком, обедом и ужином и организовать лагерь для ночевки.

Поэтому я с удовольствием откликнулся на предложение Димы устроить недельный фототур по ряду мест Волгоградской и Астраханской области. В программу вошли соленые озера Баскунчак и Эльтон, а также природный парк Щербаковский. Было запланировано 6 ночевок, из них 4 – на природе в палатке и две – в комфортных условиях на нашей базе отдыха, небольшом частном доме в Волго-ахтубинской пойме. Цены устроили, о датах тоже договорились быстро.

В процессе согласования маршрута я обратил внимание, что нитка практически совпадает с одной из моих прошлых поездок – это тоже был недельный фототур с фотографом из Москвы. Из программы выпал только Донской природный парк, который было решено оставить на следующий раз.

Но были и различия. Главным образом – это время проведения. С Димой мы договорились на майские праздники: с 29 апреля по 5 мая. Честно скажу, для меня это было немного в новинку, до этого я редко выбирался куда-либо раньше конца мая – начала июня.

Но путешествия весной определенно имеют свои особенности. В первую очередь, это температурный режим. Я опасался, что ночью будет холодно спать, поэтому запасся теплыми вещами и спальниками. Как оказалось в итоге – расскажу дальше.

С другой стороны, днем нет той изнуряющей жары, которая сопровождает вас всю поездку в июле. Степная растительность ещё не успела подвергнуться испепеляющему солнечному воздействию, а деревья уже покрылись листвой. И, разумеется, мы рассчитывали увидеть степь, покрытую цветущими тюльпанами.

Гостей встречаю привычным утренним поездом из Москвы. Стоянка перед вокзалом забита до отказа, оставляю машину в ста метрах поодаль. Диму с женой Юлей приветствую сразу после из выхода из вагона, идем к центральному входу вокзала. Однако это не полный наш состав – из другого вагона к нам спешат Дима и Оля.

Здесь сделаю небольшое отступление – я долго думал, как называть в этом отчете двух Дим, чтобы было понятно, о ком идет речь. Первой мыслью было добавлять первую букву фамилии, но сразу же осознал, что и она одинакова. Поэтому я буду называть своих попутчиков так: Дима и Юля, Дмитрий, Оля.

Наконец-то мы все встретились, познакомились и сели в машину. Все рюкзаки и вещи в багажник не помещаются, поэтому часть закидываю на крышу, где уже обитают палатки и спальные коврики.

Теперь можно и отправляться в путь. Решаю сразу покинуть Волгоград через новый мост и ехать к Баскунчаку через Краснослободск. Наивно ищу заезд на мост с 1ой продольной, не найдя, ухожу на 2ую продольную, а уже оттуда по мосту пересекаем Волгу.

Дорога привычная, за окном мелькают различные населенные пункты, даю комментарии к каждому из них. Одолев примерно половину пути, делаем небольшую остановку на живописном обрыве.

По дороге на Баскунчак

Вторую половину так преодолеваем без каких-либо затруднений, удачно проезжая без остановок все железнодорожные переезды. Въезжаем в поселок Нижний Баскунчак и неспешно катимся по главной улице, подпрыгивая на многочисленных лежащих полицейских.

Делаем небольшую остановку у санатория. Оля моментально покупает в аптеке сувениры – баночки с баскунчакской солью. Соль не простая, а с ромашкой, что придает ей характерный желтый цвет.

Нижний Баскунчак, 120 лет солепромыслу

Музей истории солепромысла закрыт на неопределенный срок, больше в поселке осматривать нечего, поэтому двигаемся к нашей главной цели на этот день – соленому озеру Баскунчак.

Стоянка открыта, но официально ещё не работает – охранника-кассира нет, душ и туалет не работают. Но зато там дежурит местная девочка, которая моментально выливает на нас неимоверный объем информации. Под её неустанный говор собираемся, берем из машины только самое нужное, чтобы не тащить пешком лишнего и, оставив девочку охранять машину, выдвигаемся в путь.

До озера от стоянки идти чуть более километра и обычно я этот путь преодолеваю не более чем за полчаса, но сегодня все по-другому. Внимание Дим и Оли постоянно приковывали удивительные пейзажи соленого озера Баскунчак, причудливые кристаллы соли, красноватый оттенок земли и деревянные столбики, торчащие из соленой воды. В общем, фотоаппараты далеко убирать не приходилось, и были сделаны первые фотографии нашего путешествия. Мы с Юлей сохраняем фотонейтралитет, я рассказываю различные сведения об озере Баскунчак, горе Большое Богдо и окружающих нас степях.

столбики, Баскунчак

Дима фотографирует столбики, Баскунчак

Баскунчак

Отклонившись немного от стандартного маршрута, по дамбе доходим до места, где обычно располагаются отдыхающие и желающие принять солевые ванны. На этот раз всё по-другому – берег пустует, для туристов ещё слишком рано.

Но самое главное отличие от летнего сезона – это поверхность под ногами. Солончаки ещё не успели подсохнуть и там, где летом проходят тропинки, по которым люди свободно ходят, сейчас находится хлипкая трясина, в которую ноги моментально проваливаются по щиколотку или даже чуть глубже.

Оставив часть вещей на относительно твердой поверхности, аккуратно прогуливаемся вдоль берега, перескакивая с одной кочки на другую. Дмитрию хуже всего даются эти акробатические упражнения – через несколько минут он измазан в грязи практически по колено, несколько раз теряет шлепки, проваливаясь в солончак.

Баскунчак

Местами попадаются даже  небольшие ручейки, через которые я с помощью подручных материалов сооружаю импровизированные мостики. Купаться в озере никто не рискует, принимать грязевые ванны тоже, возвращаемся к тому месту, где оставили вещи.

Появились ещё люди – два парня, как я позже понял, дальнобойщики на КамАЗе, которые проезжали мимо и решили заскочить. Один из них бродит в колено в воде, тем самым показывая Дмитрию, как можно помыть ноги.

Пока Дмитрий занимается очистительными процедурами, мы немного перекусываем на том месте, где оставили вещи. Интересное зрелище приковывает наше внимание – в нашу сторону, лениво урча мотором, двигается грузовик Урал. Казалось бы – чего особенного, едет себе и пусть едет. Но дорогой можно назвать только часть его пути, остальной путь лежит по дну соленого озера. Разбрызгивая рапу во все стороны всеми шестью колесами, Урал, как ни в чем не бывало, едет прямо по воде, удаляясь и удаляясь от берега.

Дожидаемся его возвращения – на этот раз он едет с людьми в кузове, видимо забрав вахту с работ по добыче соли. Размышляем о том, что прогулка на таком грузовике по дну озера была бы неплохим развлечением для туристов.

Урал по дну озера

Но время уже послеобеденное, поэтому решаем возвращаться к машине – на сегодня у нас ещё запланирована гора Большое Богдо. На стоянке меня встречает та же самая девочка, которая терпеливо ждала нас 3 часа, «охраняя» машину. Она уже в компании с двумя малышами. Даю ей 30 рублей за работу и выслушиваю жалостливую историю об одном из малышей, который постоянно голодный из-за того, что отца нет, а мать пропадает всё время на работе.

На обратном пути к машине я ушел чуть вперед, минут через 5 приходят мои спутники. Голодный малыш просит что-нибудь поесть, и сердобольная Оля делится сыром в пластиковой упаковке. Малыши на время затихли, мы используем это время, чтобы собраться и отмыть ноги. Однако через некоторое время нам возвращают покусанную, но так и не открытую упаковку. Юля помогает ребятам извлечь сыр и, выхватывая его буквально из её рук, они накидываются на него подобно хищным зверям.

Картина, безусловно, печальная и душераздирающая, но цель нашей поездки не гуманитарная помощь, и, едва не забыл бутылки с водой, мы загружаемся в машину и выдвигаемся в направлении горы Большое Богдо.

По пути – стандартная остановка у гипсового карьера с небольшим Мраморным озером на дне. На дне неспешно копошится несколько единиц рабочей техники, рядом с карьером возвышаются огромные насыпи отвалов.

Гипсовый карьер, Мраморное озеро

Гипсовый карьер, отвалы

Надо сказать, что всегда, когда есть время, и спутники не прочь поучаствовать в каком-то незапланированном приключении, я стараюсь включать в маршрут новые точки. Это позволяет мне самому не заскучать, разъезжая много раз по одним и тем же местам, и вносит приятное оживление и дух адреналина в поездку.

За время нашей семидневной поездки таких моментов будет много, а первое предложение поступило от меня уже сейчас – незадолго от выезда я узнал, что под Баскунчаком есть также и песчаный карьер.

Местоположение я его примерно понял и предложил своему экипажу прокатиться и посмотреть, что это такое. Навык ориентирования меня не подвел, и через некоторое время мы катим вдоль обрыва. Делаю несколько остановок для фотографирования.

Песчаный карьер

Карьер частично заброшен, на том краю, с которого мы заехали, стояла техника, противоположный уже зарос травой и деревьями.

Ну и наконец, стоит поспешить к самому интересному на сегодняшний вечер – Богдинско-Баскунчакский заповедник и гора Большое Богдо. Получив предостережение от охранника завершить пребывание в заповеднике засветло, въезжаем в заповедник и первую остановку сразу же делаем у Поющих скал. Забираемся, гуляем, осматриваем степные пейзажи.

Поющие скалы

Следующая остановка незапланированная – увидели рядом с дорогой несколько цветущих тюльпанов. А проехав ещё чуть дальше, находим небольшую полянку, покрытую красными тюльпанами. Рядом пестрят синими красками ирисы. Рядом цветут другие цветы, названия которых я даже затрудняюсь сказать. Вот уж где раздолье для таланта фотографа!

Цветы в степи

Тюльпан в степи

Тюльпаны в степи

Наконец добираемся до стоянки, от которой начинается восхождение на гору.

Подъём на Большое Богдо

Я бодро поднимаюсь вверх, Дима с Юлей не отстают от меня. Преодолев первую часть пути, оборачиваемся назад: для Дмитрия и Оли подъём оказывается не самым легким испытанием.

Дожидаемся их и вместе подходим к месту, откуда открывается великолепный вид на красный склон горы.

Гора Большое Богдо, озеро Баскунчак

А оттуда до вершины – уже рукой подать. Делаем небольшую остановку, отдыхаем от подъёма, фотографируем. Отсюда видны все окрестные достопримечательности: само озеро Баскунчак как на ладони, видны Кордонская и Суриковская балка, урочище Зеленый сад.

на вершине Большого Богдо

Наше внимание приковывает Красное озеро. Я сам ни разу там не был, но понимаем, что сегодня дойти дотуда пешком просто не успеваем.

Немного отдохнув, начинаем спуск по обрывистому склону по еле заметной тропинке. Я иду вниз и, отметив пластиковой бутылкой с минералкой место окончания спуска, возвращаюсь назад, чтобы в случае чего помочь спуститься и показать дорогу. Но моя помощь не требуется, спуск – это не подъём, и ни у кого затруднений не возникает.

спуск с Богдо

Далее прогуливаемся по красному склону, любуемся необыкновенными пейзажами и причудливыми играми эрозии.

гора Большое Богдо

Добравшись до машины, совещаемся по поводу места ночевки. Изначально я планировал заночевать на берегу Ахтубы, но поскольку температура воды ещё не располагает к купанию, особого смысла ехать до водоёма нет. Решаем ночевать на песках Шкили с тем, чтобы с утра можно было заняться рассветной съёмкой.

Еду практически напрямик, однако помня о том, что нужно будет пересечь железную дорогу. По пути встречаем верблюда, гордо стоящего посреди степи. Фотографируем, но солнце уже почти село, решаем при возможности навестить его ещё раз утром.

В сгущающихся сумерках доезжаем до железной дороги. Мимо проносится поезд Газпрома, обдавая нас неприятным запахом газа.

В месте, обозначенном на карте как переезд, ничего нет. Тщетно напрягая память, стараюсь вспомнить, где я пересекал железную дорогу год назад. Гляжу в обе стороны от путей, но вижу только огни семафоров. Может быть, если бы было чуть светлей, я бы увидел меньше, чем в двух километрах к северу, переезд. Но, не увидев ничего, я принимаю решение ехать вдоль железной дороги на юг.

Проехав чуть более десятка километров, доезжаем до очередного места, где на карте обозначено пересечение грунтовой дороги с жд. Снова ничего. Поворачивать обратно уже нет смысла, двигаемся вперед и только вперед. Наконец, проехав железнодорожную станцию, попадаем-таки на переезд и перемещаемся на другую сторону железной дороги.

Сверяюсь с картой – песков Шкили существует два разных массива. Первый массив (мы условно назвали его Старые Шкили) – в 20-ти километрах, это именно то место, куда я стремился поспать. Второй песчаный пассив (Новые Шкили) – меньше чем в километре.

Решаем осмотреть Новые Шкили, и, если они ничем не хуже старых, ночевать в них.

Катимся по Новошкильскому шоссе, тщетно пытаясь разглядеть в темноте эти самые пески Шкили. Немного в этом деле нам помогает восход багрово-красной Луны, появление которой также вызывает восторг.

Новые Шкили нас не впечатляют – то ли действительно смотреть особо нечего, то ли просто в темноте мы ничего не разглядели. Поскольку стемнело уже полностью, я высказываю следующее предложение: ставить лагерь в темноте нам придется в любом случае, поэтому не особо принципиально, делать это в 10 часов вечера или в 11 – предлагаю двигаться до Старых Шкилей, которые мне более знакомы и привычны.

Немного петляем по грунтовым дорогам, которые упорно не ходят идти в нужном направлении. Наконец, мне это все надоедает, сказывается ранний утренний подъём и весь день за рулём, и я решаю ехать длинной, но знакомой дорогой. Выскакиваем на трассу, чуть более получаса в пути и немногим после 11 мы уже останавливаемся у возвышающихся неподалеку невысоких барханов.

Дров, разумеется, в степи, а тем более в песках, нет, ставлю котелок с водой на походную газовую плитку. Расставляю стол, чтобы утолить немного чувство голода, едим в ожидании ужина копченые колбаски и крабовые палочки.

Вода упорно не хочет закипать, забрасываю пакетики с рисом и сосиски в полукипящую воду. Варю чуть дольше, чтобы убедиться в том, что пища проварится.

В ожидании ужина уже давно поставлены палатки и распределены спальные принадлежности. Оля, видимо, наименее опытный турист, засыпает нас вопросами: спать в одежде или без, головой или ногами к входу?

Ужинаем уже после полуночи, сразу забираемся в палатки и погружаемся в сон.

Продолжение>>

Фото: Дмитрий Пожариский, текст: Илья Шувалов, апрель-май 2010

Ваше имя или ник

*Защита от спама: введите или скопируйте адрес нашего сайта