Главная страница   Туризм и активный отдых
 

Волгоград - часть 3. Волгоград

Царицын Сталинград Волгоград Старая Сарепта

<<Предыдущая часть

главпочтамт

А теперь – о собственно Волгограде. То есть о нынешнем Городе-на-Волге, каким увидел его я. В этом посте пройдемся по центру - одному из самых цельных и гармоничных ансамблей сталинского стиля, и прокатимся на метротрамвае. Не могу сказать точно о "красоте", но могу сказать бесспорно: Волгоград – один из самых необычных и колоритных городов России, не похожий ни на один другой город.

Город начинается, как известно, с вокзала. Волгоград-1 по своему масштабу сопоставим с высотками:

вокзал Волгоград-1

И чрезвычайно красиво украшен:

скульптуры волгоградского вокзала

часы на вокзале Волгоград-1

Особенно хорошо его внутренне убранство, на которое мне не хватило кадров – понимаешь, откуда взялся термин "вокзал-дворец". От вокзала улица, показанная на вводном кадре, ведет к площади Павших борцов – официальному центру Волгограда.

гостиница Интурист в Волгограде

площадь Павших Борцов, НЭТ

площадь Павших Борцов

Волгоград традиционно принято считать шедевром "высокого сталинса", однако следует оговориться: шедевром высокого сталианса в России. Лично мне сталинская архитектура Минска показалась намного мощнее. Оно и понятно – Минск строился как столица, а Волгоград как областной центр, но все-таки я испытал даже некоторое разочарование. К тому же Сталинграду сильно навредил Хрущев – город был олицетворением триумфа его противника, и при Хрущеве развернувшееся в Волгограде строительство было приостановлено. Словом, в центре Волгограда не покидает ощущение какой-то незавершенности, нехватки чего-то, что должно быть...

От площади Павших борцов к Волге ведет Аллея Героев, и весь путь от вокзала до набережной занимает не более десяти минут. Аллея засажена тополями, и на ней расположены один за другим памятники.

Обелиск на братской могиле:

обелиск на братской могиле

Тополь, переживший Сталинградскую битву:

 

тополь на площади Павших Борцов

Стелы с именами Героев Советского Союза – на одной стороне Аллеи имена героев Сталинградской битвы, на другой – имена героев-уроженцев Сталинграда.

Аллея Героев, Волгоград

Аллея Героев выводит к Волге.

фонтан Искусство, набережная

Волга у Волгограда, в своем естественном русле, оказывается совсем не так широка, как кажется после Казани, Самары или Саратова. Набережная имени 62-й армии по изначальному замыслу должна была стать главным сталинским ансамблем, "фасадом" города, но этот ансамбль не был завершен (опять же, спасибо Хрущеву!). Набережная сильна отдельными элементами, такими как Парадная лестница:

парадная лестница

набережная Волгограда

Или стоящий неподалеку ресторан "Маяк":

ресторан Маяк

А вот речной вокзал, крупнейший в Европе, строился уже при Брежневе – но тут, справедливости ради, надо заметить, что брежневские постройки в Волгограде сделаны не без вкуса.

речной вокзал

Вообще, если центр Минска – это "сталинский Петербург", где ничего уже не добавить и не убавить, то в центре Волгограда остался довольно большой потенциал для роста, который частично реализовали в 70-80-е годы, частично реализуется сейчас.

Здание по 20-30 этажей в Волгограде не редкость, хотя вот этот жилой комплекс строится на пределами центра.

ротонда и Волжские паруса

Но в то же время и "историчность" в Волгограде выше, чем в Минске. Если в столице Беларуси новый ансамбль погреб под собой военную историю, в Волгограде во многом он ее подчеркивает. Скажем, беседка на кадре выше – не просто беседка, а памятник стоявшей на ее месте зенитной батарее.

ротонда

А вот – просто застройка вдоль набережной.

дом на набережной

дом в центре Волгограда

центр Волгограда

И просто здания в разных частях центра:

здание в центре Волгограда

здание в центре Волгограда

сталинское здание

волгоградский областной суд

Отдельные постройки достойны минских – но такого цельного и красивого ансамбля не складывается.

сталинское здание в Волгограде

здание 1955 года

жилой дом, центр Волгограда

бюст Левитана на Главпочтамте

Самое красивое, на мой взгляд, здание в Волгограде – построенный в 1952-54 годах Планетарий. Он был подарен городу ГДР, однако изначальный конструктивистский проект был полностью переделан.

планетарий, Волгоград

А на крыше поставлена скульптура "Мир" работы Веры Мухиной:

скульптура Мир

К основному зданию Планетария примыкает небольшая ротонда-обсерватория:

обсерватория

Однако мне Планетарий показался интересен в первую очередь своим принципом – ведь, наверное, именно так бы выглядели церкви сталинской эпохи, если бы в СССР вообще строились церкви.

Есть в центре Волгограда и брежневские здания, и современные небоскребы. С улиц они не заметны, а если и заметны, то глаз не режут, а вот издалека силуэт центра определяют именно эти постройки – центр Волгограда напоминает американские или азиатские "даунтауны".

высотка в Волгограде

Словом, исторический Волгоград оставляет весьма противоречивые чувства. Город красив, это верно – но видно, что он не завершен, да и ждешь от сталинской архитектуры в Волгограде большего. Но гулять здесь очень приятно, особенно летом, на рассвете, когда еще не начало припекать Солнце. Кроме того, стоит сказать, что центр очень чист и ухожен, трава и листва тут всегда зеленые и влажные из-за установленных повсюду поливалок, асфальт почти не замусорен... И все же для меня волгоградский центр – лишь оболочка для памятников Сталинграда.

Напоследок – о еще одной достопримечательности, без которой рассказ о Волгограде нельзя считать полным: метротрамвае.

схема волгоградского трамвая

Такой транспорт, как "скоростной трамвай" в бывшем СССР не редкость – обычно он соединяет город с отдаленной промзоной, и развивает значительные скорости за счет "выделенной линии", по которой идет. Однако в Волгограде "скоростной трамвай" стал метротрамваем, так как часть пути идет под землей. У него аналог лишь один – в Кривом Роге, но Кривой Рог не относится к тем городам, которые хочется посетить. А вот в Волгограде на метротрамвае из центра удобнее всего ехать на Мамаев Курган.

метротрам, Волгоград

Большая часть линии метротрамвая все же наземная, но есть 2 подземных и одна крытая станция. Раньше, говорят, билеты на эти станции покупали в кассе, а на входе компостировали, однако теперь оплата проезда как в обычном трамвае (то есть у кондуктора) – что и не удивительно, так как на надземных станциях вход свободный.

Станция "Пионерская" – вторая на линии. Он не подземная, но крытая. Как видите, есть переход через пути – но видимо, он временный – ведь метротрамвай строился так, чтобы в перспективе его можно было переделать в метро.

станция Пионерская

По тоннелю трамвай несется с жутким шумом, сильно раскачивается, в салоне гораздо темнее, чем в метрополитеновских вагона. Вторая станция – "Комсомольская", и кадры на подземных станциях весьма психоделичны. До расцвета цифровой фотографии о скоростном трамвае за пределами Волгограда знали очень мало, и когда подобные кадры появлялись в сети, обычно автору просто не верили, и принимали за гения "Фотошопа".

станция Комсомольская

А вот как оно на самом деле. Станция "Площадь Ленина":

станция Площадь Ленина

Типичный метрополитеновский вестибюль с указателями станция и выхода в город и счетчиком времени, а под потолком контактные провода, и обычный старенький трамвай стоит на путях у платформы... Действительно, крыша у неподготовленного человека от такого слегка едет.

станция метротрама

Метротрамвай в Волгограде появился из-за советских формальностей: метрополитен полагался только городам-миллионерам, а в Волгограде еще в 70-80-е остро встала проблема городского транспорта. Ведь город вытянут вдоль Волги на 90 километров при ширине всего около 4 километров, и чем-то другим, кроме выделенной рельсовой линии решить проблему было нельзя. Однако метротрамвай протянулся лишь на север, к Тракторному заводу, и метрополитеном так и не стал. А вот на юг ходит только электричка, и о 70-километром броске к Волго-Дону и Старой Сарепте пойдет речь в следующей, заключительной части рассказа о Волгограде.

Продолжение>>

Текст и фото: Илья Буяновский, 2008 г.

Ваше имя или ник

*Защита от спама: введите или скопируйте адрес нашего сайта