Главная страница   Туризм и активный отдых
 

Экскурсионно-праздничная программа по Волгограду – Часть 2

Часть1 Часть2 Часть3 Часть4

<<Предыдущая часть

Нам необходимо переместиться обратно в центр, но я предлагаю оставить машину здесь, а в качестве транспорта воспользоваться ещё одной достопримечательностью Волгограда – скоростным подземным трамваем, иначе называемым метротрамом. Его особенность в том, что две станции находятся под землёй и несколько напоминают метро. Мы же садимся в трамвай на обычной остановке, и лишь через некоторое время к восторгу моих гостей трамвай уходит под землю!

подземный трамвай, метротрам, Волгоград

подземный трамвай, метротрам, Волгоград

подземный трамвай, метротрам, Волгоград

Выходим на одной из подземных станций и поднимаемся наверх.

подземный трамвай, метротрам, Волгоград

Время уже около полудня и я предлагаю своим гостям отобедать. Сворачиваем в одну из кафешек. Меню близко к фаст-фуду, выбираем то, что готовится максимально долго.

Покрепившись, выходим снова на проспект Ленина. Движемся к площади Ленина, но я сворачиваю на одну из параллельных улочек, чтобы не повторять маршрут, проделанный ранее на машине. Проходим мимо Волгоградской академии государственной службы. История Волгоградской академии государственной службы берет свое начало с января 1992 года, когда Правительством Российской Федерации была создана сеть академий государственной службы, на которые Президентом РФ была возложена задача подготовки специалистов для органов власти и управления.

Осматриваем с задворок Волгоградский политех.

Достигаем нашей цели – площади Ленина. Площадь привлекает внимание тем, что за историю своего существования сменила множество названий: Балканская, Никольская, 9 Января, Обороны перед тем, как получила своё конечное название. С другой стороны дороги находится дом офицеров, мы же идем к дому Павлова.

Дом Павлова

Осматриваем мемориальную стену, посвященную подвигу сержанта Павлова и его боевых товарищей, которые в течении 58 дней обороняли дом от немцев. С другого торца дома – памятник трудовой доблести, ведь именно с этого дома начали восстанавливать разрушенный Сталинград.

Дом Павлова

Дом Павлова

Через дорогу от дома Павлова располагается здание музея-панорамы «Сталинградская битва», но мы сначала осматриваем экспозицию военной техники. Большинство из наземной техники – периода Великой Отечественной войны, хотя она не принимала участия в Сталинградской битвы. Также есть образцы и современной техники: танк Т-72, БТР, БМП, БМД и авиатехника.

Старая мельница, экспозиция военной техники

Здесь же расположен отреставрированный паровоз тех времен с платформами и вагонами четырех типов: бортовая платформа, вагон-цистерна, вагон-теплушка для перевозки людей и платформа для перевозки танков и другой тяжелой техники.

Паровоз и вагоны

Паровоз и вагоны

Также осматриваем и здание старой мельницы – памятник разрушенному Сталинграду. Мельница работала вплоть до того момента, когда в здание попали фугасные бомбы. После окончания Сталинградской битвы было решено оставить мельницу в полуразрушенном виде.

Старая мельница

Рядом – обелиск-штык высотой 75 метров, являющийся одним из самых высоких сооружений Волгограда.
Осмотрев всё снаружи, заходим в здание панорамы.

Музей-панорама Сталинградская битва

Первое, что бросается в глаза – огромное количество народа, которое буквально оккупировало панораму в предпраздничный день. Очень много экскурсионных групп со всех уголков нашей страны и даже из-за рубежа. Экспозиция музея огромна: обходим последовательно 8 залов с множеством экспонатов, в каждом из которых можно задержаться ни на один час. Затем осматриваем картины, изображающие различные эпизоды Сталинградской битвы. И лишь после этого поднимаемся по лестнице под крышу здания – туда, где находится полотно панорамы «Сталинградская битва». Её сюжетом является заключительный этап Сталинградской битвы, когда советские войска выполняли операцию «Кольцо».

Проникнувшись историей военных лет, выходим снова на свежий воздух и продолжаем нашу пешую прогулку – движемся в сторону центральной набережной. Первую остановку делаем у памятника В.И. Чуйкову – маршала Советского Союза, в дни Сталинградской битвы командовавшего 62-й армией.

Следующий памятник в программе – памятник мирным жителям, погибшим от бомбежек. Сталинград постоянно подвергался атакам с воздуха, иногда в небе находилось одновременно до 82 самолетов противника. Уже в первый день бомбардировок погибло 43 000 жителей Волгограда, что составляло почти 10% населения довоенного Сталинграда. К концу Сталинградской битвы 85% зданий города было разрушено.

Наслаждаясь видами на Волгу и прогуливаясь по центральной набережной, мы подошли к зданию речного вокзала – крупнейшему сооружению подобного типа в Европе: длина здания практически равняется длине Красной площади в Москве.

Пока мои гости осматривают набережную и речной вокзал, я покупаю билеты на теплоход. Прямо передо мной женщина покупает билеты на 40 человек – с нами поедут кадеты одного из местных военных училищ.

Обычно прогулки на теплоходе проходят каждый час, но в праздничные дни теплоход отходит сразу, как только проданы билеты – практически каждые полчаса, поэтому ждать нам долго не пришлось. Внимание сразу привлекает девушка с питоном, которая предлагает за определенную плату сфотографироваться с пресмыкающимся.

Тем временем теплоход отправляется, мы проплываем мимо здания музея-панорамы и старой мельницы, я делаю небольшие комментарии для своих гостей.

Прогулка на теплоходе по Волге, Волгоград

Прогулка на теплоходе по Волге, Волгоград

Затем теплоход проходит под Волгоградским мостом через Волгу.

Прогулка на теплоходе по Волге, Волгоград

Разумеется, видна Родина-Мать.

Прогулка на теплоходе по Волге, Волгоград

Мы подобрали очень удачное время для прогулки на теплоходе – проплывая мимо плавучего памятного знака морякам Волжской военной флотилии и речникам Сталинградского пароходства, наблюдаем возложение венков небольшим количеством моряков.

возложение венков на плавучем знаке

Обратно теплоход пристает к набережной не в том месте, откуда отправлялся, а у концертного зала, поэтому на верхнюю террасу набережной поднимаемся по винтовой лестнице, расположенной в ротонде. Здесь во время войны располагалась зенитная батарея, и солдаты ценой своей жизни остановились немцев, не подпустив их к Волге.

Ротонда, набережная, Волгоград

Ротонда, набережная, Волгоград

На верхней террасе набережной, рядом с центральной лестницей, мы останавливаемся у фонтана «Искусство».

Фонтан Искусство, Центральная набережная, Волгоград

На гранитном пьедестале установлена бронзовая фигура, изображающая трех девушек, исполняющих народный танец. Фонтан окружен гранитными скамейками для отдыха и цветочными клумбами. Фонтан «Искусство» - главное украшение центральной набережной города. Здесь часто проходят выступления различных коллективов, различные акции и другие мероприятия.

лестница, Центральная набережная, Волгоград

От центральной набережной идет Аллея Героев, по которой мы и продолжаем наше движение. Аллея Героев призвана увековечить подвиг людей, героически защищавших город в дни Сталинградской битвы, здесь выбиты фамилии героев Советского Союза, дважды героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы трех степеней, уроженцев Волгоградской области и героев Сталинградской битвы.

Аллея Героев, Волгоград

Аллея Героев переходит в Площадь Павших борцов – центральную площадь Волгограда, самую большую площадь города, которая образует единое целое с Аллеей Героев. Именно отсюда мы начинали нашу сегодняшнюю прогулку.

Сейчас мы осматриваем то, что не увидели утром – обелиск жертвам, погибшим от рук белогвардейцев и братская могила погибших в боях за Сталинград. Здесь же находится Вечный огонь в их славу.

Площадь Павших борцов, Вечный огонь, Волгоград

Дело идет к вечеру, наша прогулка к завершению, осталось не так уж много объектов для осмотра сегодня. На трамвае возвращаемся обратно к машине, и, едва мы садимся в автомобиль, начинается мелкий и противный дождик, который то прекращается, то превращается в настоящий ливень.

Но в машине тепло и сухо и поэтому мы без проблем добираемся до Тракторного завода, где и делаем остановку. Завод был построен в числе первых промышленных объектов, возведённых по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов. Строительство Сталинградского тракторного завода осуществлялось с привлечением специалистов из западных стран, в первую очередь США. А 17 июня 1930 года с конвейера завода сошёл первый колесный трактор.

Тракторный завод, Волгоград

В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей и артиллерийских тягачей, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду, и производство было окончательно остановлено только когда бои шли уже непосредственно на территории завода. Теперь здесь на постаменте стоит танк – образец продукции Тракторного завода во время войны.

Проехав Тракторный район и Спартановку, мы покидаем Волгоград и въезжаем на Волжскую ГЭС – крупнейшую гидроэлектростанцию в Европе. Размеры ГЭС впечатляют моих гостей и, проехав место сброса воды, съезжаем в сторону дач, чтобы насладиться этим зрелищем со стороны. Недавно был максимальный уровень сброса, и вниз по-прежнему низвергаются огромные массы воды.

Волжская ГЭС

Проезжаем чуть дальше – там, где заканчивается полуостров, находится маяк. Справа – огромные просторы Волги, слева – водная гладь, предшествующая входу в шлюзы. Где-то впереди виднеется в дымке Волгоград, над которым по-прежнему висят тучи.

Вид от маяка

Двигаемся дальше и въезжаем в город Волжский – город-спутник Волгограда. Делаем только одну остановку – у супермаркета, мои новые друзья хотели купить кое-чего на вечер, чтобы не заскучать. Остальной город наблюдаем из окна автомобиля, я рассказываю туристам о различных достопримечательностях и интересных местах города.

Покинув Волжский, мы меньше, чем через полчаса, оказываемся на нашей базе отдыха, где наш ждет вкусный ужин, за которым мы обсуждаем прошедший день и планы на следующий. После этого все разбредаются по своим комнатам и погружаются в сон.

Продолжение>>

Фото: Анна Чечахина, текст: Илья Шувалов, май 2010

Ваше имя или ник

*Защита от спама: введите или скопируйте адрес нашего сайта