Экскурсионно-праздничная программа по Волгограду – Часть 2
Нам необходимо переместиться обратно в центр, но я предлагаю оставить машину здесь, а в качестве транспорта воспользоваться ещё одной достопримечательностью Волгограда – скоростным подземным трамваем, иначе называемым метротрамом. Его особенность в том, что две станции находятся под землёй и несколько напоминают метро. Мы же садимся в трамвай на обычной остановке, и лишь через некоторое время к восторгу моих гостей трамвай уходит под землю!
Выходим на одной из подземных станций и поднимаемся наверх.
Время уже около полудня и я предлагаю своим гостям отобедать. Сворачиваем в одну из кафешек. Меню близко к фаст-фуду, выбираем то, что готовится максимально долго.
Покрепившись, выходим снова на проспект Ленина. Движемся к площади Ленина, но я сворачиваю на одну из параллельных улочек, чтобы не повторять маршрут, проделанный ранее на машине. Проходим мимо Волгоградской академии государственной службы. История Волгоградской академии государственной службы берет свое начало с января 1992 года, когда Правительством Российской Федерации была создана сеть академий государственной службы, на которые Президентом РФ была возложена задача подготовки специалистов для органов власти и управления.
Осматриваем с задворок Волгоградский политех.
Достигаем нашей цели – площади Ленина. Площадь привлекает внимание тем, что за историю своего существования сменила множество названий: Балканская, Никольская, 9 Января, Обороны перед тем, как получила своё конечное название. С другой стороны дороги находится дом офицеров, мы же идем к дому Павлова.
Осматриваем мемориальную стену, посвященную подвигу сержанта Павлова и его боевых товарищей, которые в течении 58 дней обороняли дом от немцев. С другого торца дома – памятник трудовой доблести, ведь именно с этого дома начали восстанавливать разрушенный Сталинград.
Через дорогу от дома Павлова располагается здание музея-панорамы «Сталинградская битва», но мы сначала осматриваем экспозицию военной техники. Большинство из наземной техники – периода Великой Отечественной войны, хотя она не принимала участия в Сталинградской битвы. Также есть образцы и современной техники: танк Т-72, БТР, БМП, БМД и авиатехника.
Здесь же расположен отреставрированный паровоз тех времен с платформами и вагонами четырех типов: бортовая платформа, вагон-цистерна, вагон-теплушка для перевозки людей и платформа для перевозки танков и другой тяжелой техники.
Также осматриваем и здание старой мельницы – памятник разрушенному Сталинграду. Мельница работала вплоть до того момента, когда в здание попали фугасные бомбы. После окончания Сталинградской битвы было решено оставить мельницу в полуразрушенном виде.
Рядом – обелиск-штык высотой 75 метров, являющийся одним из самых высоких сооружений Волгограда.
Осмотрев всё снаружи, заходим в здание панорамы.
Первое, что бросается в глаза – огромное количество народа, которое буквально оккупировало панораму в предпраздничный день. Очень много экскурсионных групп со всех уголков нашей страны и даже из-за рубежа. Экспозиция музея огромна: обходим последовательно 8 залов с множеством экспонатов, в каждом из которых можно задержаться ни на один час. Затем осматриваем картины, изображающие различные эпизоды Сталинградской битвы. И лишь после этого поднимаемся по лестнице под крышу здания – туда, где находится полотно панорамы «Сталинградская битва». Её сюжетом является заключительный этап Сталинградской битвы, когда советские войска выполняли операцию «Кольцо».
Проникнувшись историей военных лет, выходим снова на свежий воздух и продолжаем нашу пешую прогулку – движемся в сторону центральной набережной. Первую остановку делаем у памятника В.И. Чуйкову – маршала Советского Союза, в дни Сталинградской битвы командовавшего 62-й армией.
Следующий памятник в программе – памятник мирным жителям, погибшим от бомбежек. Сталинград постоянно подвергался атакам с воздуха, иногда в небе находилось одновременно до 82 самолетов противника. Уже в первый день бомбардировок погибло 43 000 жителей Волгограда, что составляло почти 10% населения довоенного Сталинграда. К концу Сталинградской битвы 85% зданий города было разрушено.
Наслаждаясь видами на Волгу и прогуливаясь по центральной набережной, мы подошли к зданию речного вокзала – крупнейшему сооружению подобного типа в Европе: длина здания практически равняется длине Красной площади в Москве.
Пока мои гости осматривают набережную и речной вокзал, я покупаю билеты на теплоход. Прямо передо мной женщина покупает билеты на 40 человек – с нами поедут кадеты одного из местных военных училищ.
Обычно прогулки на теплоходе проходят каждый час, но в праздничные дни теплоход отходит сразу, как только проданы билеты – практически каждые полчаса, поэтому ждать нам долго не пришлось. Внимание сразу привлекает девушка с питоном, которая предлагает за определенную плату сфотографироваться с пресмыкающимся.
Тем временем теплоход отправляется, мы проплываем мимо здания музея-панорамы и старой мельницы, я делаю небольшие комментарии для своих гостей.
Затем теплоход проходит под Волгоградским мостом через Волгу.
Разумеется, видна Родина-Мать.
Мы подобрали очень удачное время для прогулки на теплоходе – проплывая мимо плавучего памятного знака морякам Волжской военной флотилии и речникам Сталинградского пароходства, наблюдаем возложение венков небольшим количеством моряков.
Обратно теплоход пристает к набережной не в том месте, откуда отправлялся, а у концертного зала, поэтому на верхнюю террасу набережной поднимаемся по винтовой лестнице, расположенной в ротонде. Здесь во время войны располагалась зенитная батарея, и солдаты ценой своей жизни остановились немцев, не подпустив их к Волге.
На верхней террасе набережной, рядом с центральной лестницей, мы останавливаемся у фонтана «Искусство».
На гранитном пьедестале установлена бронзовая фигура, изображающая трех девушек, исполняющих народный танец. Фонтан окружен гранитными скамейками для отдыха и цветочными клумбами. Фонтан «Искусство» - главное украшение центральной набережной города. Здесь часто проходят выступления различных коллективов, различные акции и другие мероприятия.
От центральной набережной идет Аллея Героев, по которой мы и продолжаем наше движение. Аллея Героев призвана увековечить подвиг людей, героически защищавших город в дни Сталинградской битвы, здесь выбиты фамилии героев Советского Союза, дважды героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы трех степеней, уроженцев Волгоградской области и героев Сталинградской битвы.
Аллея Героев переходит в Площадь Павших борцов – центральную площадь Волгограда, самую большую площадь города, которая образует единое целое с Аллеей Героев. Именно отсюда мы начинали нашу сегодняшнюю прогулку.
Сейчас мы осматриваем то, что не увидели утром – обелиск жертвам, погибшим от рук белогвардейцев и братская могила погибших в боях за Сталинград. Здесь же находится Вечный огонь в их славу.
Дело идет к вечеру, наша прогулка к завершению, осталось не так уж много объектов для осмотра сегодня. На трамвае возвращаемся обратно к машине, и, едва мы садимся в автомобиль, начинается мелкий и противный дождик, который то прекращается, то превращается в настоящий ливень.
Но в машине тепло и сухо и поэтому мы без проблем добираемся до Тракторного завода, где и делаем остановку. Завод был построен в числе первых промышленных объектов, возведённых по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов. Строительство Сталинградского тракторного завода осуществлялось с привлечением специалистов из западных стран, в первую очередь США. А 17 июня 1930 года с конвейера завода сошёл первый колесный трактор.
В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей и артиллерийских тягачей, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду, и производство было окончательно остановлено только когда бои шли уже непосредственно на территории завода. Теперь здесь на постаменте стоит танк – образец продукции Тракторного завода во время войны.
Проехав Тракторный район и Спартановку, мы покидаем Волгоград и въезжаем на Волжскую ГЭС – крупнейшую гидроэлектростанцию в Европе. Размеры ГЭС впечатляют моих гостей и, проехав место сброса воды, съезжаем в сторону дач, чтобы насладиться этим зрелищем со стороны. Недавно был максимальный уровень сброса, и вниз по-прежнему низвергаются огромные массы воды.
Проезжаем чуть дальше – там, где заканчивается полуостров, находится маяк. Справа – огромные просторы Волги, слева – водная гладь, предшествующая входу в шлюзы. Где-то впереди виднеется в дымке Волгоград, над которым по-прежнему висят тучи.
Двигаемся дальше и въезжаем в город Волжский – город-спутник Волгограда. Делаем только одну остановку – у супермаркета, мои новые друзья хотели купить кое-чего на вечер, чтобы не заскучать. Остальной город наблюдаем из окна автомобиля, я рассказываю туристам о различных достопримечательностях и интересных местах города.
Покинув Волжский, мы меньше, чем через полчаса, оказываемся на нашей базе отдыха, где наш ждет вкусный ужин, за которым мы обсуждаем прошедший день и планы на следующий. После этого все разбредаются по своим комнатам и погружаются в сон.
Фото: Анна Чечахина, текст: Илья Шувалов, май 2010