7 дней по Волгоградской области - день 3
День1 День2 День3 День4 День5 День6 День7
Долго ворочаюсь – не могу уснуть. Судя по шорохам и разговорам в соседней палатке, мои попутчики тоже не спешат погружаться в сон. Включаю навигатор, начинаю продумывать завтрашний (точнее, уже сегодняшний маршрут) – предстоит нелегкое путешествие напрямую по степи на Эльтон. Нелегкое, в меру экстремальное, но в этом и его привлекательность.
Но через несколько минут экран навигатора начинает предательски моргать и гаснет – разрядились аккумуляторы. Беру фонарь и выбираюсь из палатки. Но фонарь не пригодился – хотя на улице уже за полночь, луна настолько ярко светит, что можно свободно перемещаться и гулять. Что собственно я с удовольствием и делаю: совершаю небольшую прогулку по окрестностям, любуюсь на поверхность ночной Ахтубы. Потом возвращаюсь в палатку и засыпаю…
Помня вчерашний опыт, решаем на завтрак просто попить чаю. В поисках дров для костра натыкаюсь на оставленный кем-то топор. Думаю, что если за сутки, которые мы тут находимся, хозяин так и не явился за ним, то негоже оставлять инструмент ржаветь и забираю его в качестве трофея.
Перед тем, как отправиться в сторону Эльтона, делаю крюк по трассе до ближайшей заправки Лукойла – предчувствуя, что качественное топливо может встретиться очень не скоро, заливаю оба бака под завязку.
Первые 40 километров пути пролегают по асфальту, проезжаем их быстро и без приключений. Перед съездом в степь замечаем небольшой пылевой смерч – ветер поднимает пыль с земли и причудливо закручивает её. Зрелище непривычное для глаза жителей нашей страны, но степь любит поражать и удивлять. Всё происходит очень быстро: в течение минуты вихрь набирает силу, а потом распадается.
Покидаем асфальт на несколько часов. Перемещение по степи имеет свою притягательность. Во все стороны тянется огромное пустое пространство и лишь изредка встречаются какие-то деревья, пробегают суслики или встречается другая живность.
И тем более необычно выглядят любые творения человеческих рук! Останавливаемся у небольшого холма, первая мысль – что это курган. Но, присмотревшись, замечаем рассыпающиеся бетонные плиты и обломки кирпича. Видимо, это когда-то было наблюдательным пунктом, ракетной шахтой или бомбоубежищем. Любопытство сильно, но поглядываем на часы и едем дальше. А я запоминаю это место и решаю вернуться сюда ещё раз, чтобы внимательно всё осмотреть.
Первую остановку делаем у бывшего поселка Житкур. Проехав мимо воинской части на пару запрещающих знаков, останавливаемся у памятника, выходим из машины, немного разминаем ноги.
Но нас манит Эльтон – едем дальше! Через пару десятков километров дорог, которые позволяют держать скорость не выше 30 км/ч, появляются первые признаки цивилизации – сельхоз техника и люди, собирающие сено или солому на степных просторах.
А ещё чуть позже выскакиваю на отличную грунтовку, держу скорость 60-70, уже предвкушая встречу с соленым озером Эльтон. И вот оно уже появляется на горизонте, поблескивая белоснежной поверхностью. Остались считанные километры, как на железнодорожном переезде появляется милиционер и рукой приглашает остановиться.
Останавливаемся. Подходит. Проверяет документы на машину и паспорта. Подошедший человек в военной форме объясняет, что мы в приграничной зоне, нахождение в которой без пропусков запрещено. Я делаю удивленное лицо и объясняю, что в первый раз слышу о таких подробностях, и в предыдущих поездках не сталкивался с подобным. В общем, нас отпускают без каких-либо санкций, дав наказ обратиться в местную службу, занимающуюся подобными вопросами, выслушать там воспитательную беседу и получить пропуск. Послушно киваем и соглашаемся, но, отъехав, понимаем, что время поджимает и совершенно нерезонно из-за оставшихся полусуток, которые мы собираемся провести на Эльтоне, тратить несколько часов на различные бюрократические проволочки.
Первая наша задача по прибытию на Эльтон – пополнить запасы питьевой воды, которые сильно уменьшились за последние дни. Подъезжаем к колодцу без ведра. Рядом мужик моет машину, спонсирует нас на ведро, доезжаем до ближайшего магазина и возвращаемся с ведром. Не теряя времени, набираем воду, прощаемся с мужиком и движемся по направлению к озеру. Небольшую остановку делаем у минерального источника, пробуем водичку на вкус.
Оставляем машину на стоянке у берега озера и движемся по соленой поверхности к месту стандартных лечебных процедур: солевых и грязевых ванн.
Объясняю Сергею последовательность действий – он решил испытать на себе все эльтонские лечебные прелести, я из чувства солидарности измазываюсь грязью наполовину, Дима «лечит» только ноги.
Смываем грязь в реке Сморогда, протекающей неподалеку. Но её грязные воды лишь немного прибавляют чувства свежести, поэтому совершаем прогулку до минерального источника, где под его бодрящим душем смываем остатки эльтонской грязи.
С процедурами закончено! Осмотр достопримечательностей откладываем на завтра и спешим к месту ночевки на пруду. Но и там сторож встречает нас весьма недружелюбно – утверждает, что мы расположились в неположенном месте (хотя в прошлый раз на этом же самом месте ночевали два раза) и что вообще для нахождения в природном парке и даже фотографирования необходимо разрешение администрации.
В итоге разрешает нам остаться на том месте, где мы уже начали разбивать лагерь и готовить ужин, взяв обещание заехать к нему утром для дальнейших инструкций по поводу получения разрешения от администрации.
Наконец, в спокойствии располагаемся, ужинаем и обсуждаем план на завтра. В свете последних событий предлагаю ранний подъём, быстрые сборы без завтрака, осмотр достопримечательностей и покидание этого места, которое приняло нас столь негостеприимно.
Обсудив план, заранее убираем в машину всё, что не потребуется ночью, залезаем в палатки и засыпаем.
Текст: Илья Шувалов, июль 2009