Как подготовиться к путешествию
Как можно догадаться из названия, статья будет посвящена тому, с чего начинается любое путешествие или поездка – с тщательной подготовки, от которой и будет зависеть то, насколько поездка будет успешной, интересной и захватывающей. Как я понял, большинство посетителей сайта интересуются автотуризмом, поэтому упор сделаем именно на подготовку к поездкам на авто.
Рассказ будет основан на моем личном опыте путешествий, поэтому если вам есть что добавить, рассказать или, может быть, даже покритиковать – пишите, с удовольствием выслушаю.
Первым пунктом по важности я считаю то, без чего никакое автопутешествие и не получится – разумеется, сам автомобиль. Если вы планируете перемещаться только между городами по хорошей асфальтированной дороге и лишь изредка выезжать на грунтовые покрытия, транспортным средством может послужить любой легковой автомобиль. Однако если планируются многодневные переходы там, где нет дорог, а одни направления, а природа забыла о том, как выглядит человек, следует задуматься о выборе внедорожного автомобиля. Поскольку обсуждать автомобили можно долго и не одну страницу, я не хочу заострять на этом внимание, возможно, в последующих статьях мы вернемся к этой теме. Отмечу только то, каким бы не был надежным автомобиль, никто не застрахован от прокола колеса и мелких неисправностей, поэтому с собой обязательно иметь запасное колесо, набор необходимых запчастей (зависит от автомобиля) и инструмент для ремонта.
Сломанный автомобиль может испортить отдых или значительно сократить программу поездки. В моем опыте были неприятные случаи, когда из-за жаркой летней погоды, неполадок в системе охлаждения и перегрева двигателя, я был практически не в состоянии передвигаться днем, и из-за этого пришлось отказаться от посещения некоторых весьма интересных мест. Поэтому перед выездом обязательно проверяем автомобиль на исправности, устраняем все существующие и возможные неполадки и после этого переходим к следующему пункту.
Не менее важным в любой поездке является слаженный и дружный экипаж. В первое время я не уделял этому моменту должного внимания, и из-за этого часто были различные неприятности, ссоры и разногласия между моими сопутешественниками и мной.
Теперь для себя я руководствуюсь следующими правилами. Во-первых, в любой поездке или экспедиции должен быть руководитель, который и является организатором путешествия. Его слово должно являться решающим по большинству вопросов (и об этом все должны быть предупреждены заранее), т.к. он обладает наибольшим опытом. Сказал, что разбиваем лагерь здесь, а не в двух километрах далее, – значит здесь, а не там. Сказал, что подъем в 7 часов – значит, встаем в 7, а не валяемся до 9. Может быть, это выглядит немного автократично и милитаризовано, но таким образом можно решить очень много несущественных спорных вопросов.
У каждого члена экипажа должны быть свои обязанности, можно сказать, должность. Перечислю основные: водитель-механик (как правило, им является руководитель поездки), штурман (обязанности – помогать водителю в ориентировании на местности или городе, чтении дорожных знаков), главный по лагерю (организовывает лагерь на природе, ставит палатки, разжигает костер) и повар (думаю, его обязанности понятны). Если поездка осуществляется не на одной машине и количество людей превышает десять, есть смысл ввести и другие должности, такие как организатор досуга или медбрат.
И если наличие медбрата не является обязательным, то наличие аптечки и огнетушителя является необходимым условием даже для прохождения автомобилем техосмотра. Хотя, к счастью, огнетушителем мне пользоваться не приходилось, аптечку пару раз я открывал. Так что эти две вещи являются единственным, что должно обязательно присутствовать в автомобиле, остальное фигурируется в зависимости от длины и продолжительности поездки, её цели и оторванности от цивилизации. Расскажу о том, чем пользуюсь я, и что часто лежит у меня в багажнике.
В первую очередь это всё необходимое для комфортного сна: палатка, спальники, одеяла. Выбор палатки и спальника – обширная тема, и мы к ней ещё вернемся. Но одно могу сказать точно – одеял и теплых вещей мало не бывает. Не знаю, как у вас в регионе, но у нас, хотя летним днем температура доходит до 30-40 градусов, под утро я не раз просыпался не от первых лучиков солнца или будильника, а от того, что банально замерзал.
Помимо теплой одежды вам ещё может понадобиться просто сменный комплект одежды. В зависимости от продолжительности поездки, я беру с собой 1-2 комплекта обычной одежды и одежду для переодевания на природе, которую не жалко порвать о случайный сучок дерева, испачкать или пропитать запахом костра.
Если планируется поездка вне населенных пунктов, нужно обязательно иметь с собой запас еды. Тут очень справедлива пословица «Идешь на день – бери на неделю». Конечно, брать с собой недельный паек мяса или овощей не стоит – пропадут быстро, но в запасе всегда нужно иметь такую пищу, которая не портится и быстро готовится. О еде мы тоже стоит поговорить отдельно.
Ну а для приготовления пищи, разумеется, нужно иметь всё необходимое оборудование (помимо столовых принадлежностей – одноразовых или многоразовых). Для приготовления на костре я использую котелок, мангал. Через некоторое время я понял, что когда весь день на ногах и вечером безумно хочется есть, не очень хорошо для желудка ждать, пока закипит вода на костре – чувство голода заглушает весь романтический настрой. В этом случае удачным приобретением стала миниатюрная газовая плитка, работающая от баллончиков с газом. Позволяет быстро и практически в домашних условиях приготовить походный обед или ужин. Не менее удачной находкой стал походный стол со стульчиками – в сборе он довольно компактный, а в целом добавляет ту частичку комфорта, с которой путешествие становится более приятным.
Немного о других полезных мелочах. Топор и пила очень способствуют добыванию дров для костра. Особо ленивые могут воспользоваться бензопилой. Лопата тоже довольно универсальный инструмент: используется от выкапывания ямы для костра до откапывания застрявшей машины. Фонари помогают ориентироваться, когда солнце уже село. В случае посещения каких-либо пещер являются обязательным элементов снаряжения. Карты, планы, компас, GPS-навигатор значительно облегчают работу штурману и позволяют значительно разнообразить маршруты и места посещения различных достопримечательностей. Рации полезны, если число машин более двух или по ходу путешествия приходится разбиваться на две и более групп.
Конечно, этот список далеко не полный. Возможно, в будущем он будет пополняться или, наоборот, я приду к выводу, что что-то является лишним и только занимает драгоценное место в багажнике.